Информационный лист "Кто такой логопед"
консультация по логопедии

Филиппова Екатерина Юрьевна
Данный лист предназначен для информационных стендов на логопунктах, в речевых центрах и т.д. Благодаря ему родитель сможет быстро ознакомиться с основными задачами логопеда. Основываясь на наиболее ярких примерах нарушений - принять решение о консультировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информация для родителей18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Для начала надо разобраться кто же такой логопед. Логопед это специалист с высшим образованием, занимающийся диагностикой речевого развития детей, коррекцией нарушений речи, консультированием родителей, рекомендацией образовательных программ для детей.

О том, нужен ли ребёнку логопед, многие родители задумываются тогда, когда приходит пора идти в первый класс. И то подобное происходит в том случае, когда очевидно присутствие ярко выраженных речевых дефектов, которые сложно не заметить. Конечно, есть и очень внимательные родители, которые уже в раннем возрасте замечают у своей крохи неправильное произношение различных звуков. Однако на приёме у специалиста оказывается, что развитие ребёнка соответствует возрасту и поводов для беспокойства нет.

Так как же разобраться, нужно ли беспокоиться и идти к детскому логопеду или же речь ребёнка развивается в соответствии с возрастом? Здесь стоит обратить внимание на условные нормы речевого развития ребёнка:

  1. Первый этап активной речи у ребенка начинается с 1 года. Малыш уже произносит не просто звуки, но и отдельные слова, постепенно учится связывать их в простые предложения, набирает словарный запас. В полтора года дети обычно умеют составлять фразы из четырех слов.
  2. В два-три года дети уже активно общаются между собой, хотя их речь далека от идеала. На этом этапе нормально, если часть звуков не выговаривается или ребенок «проглатывает» слова. В таком возрасте ребенок уже может запоминать простые короткие стихи.
  3. С трех лет малыш учится произносить свистящие звуки. Если пока получается недостаточно чисто — это нормально.
  4. К четырем годам дети осваивают шипящие звуки. Ребенок уже свободно формулирует свои мысли, может вести полноценные диалоги, конечно, в рамках пока ограниченных знаний об окружающем мире.
  5. Пять-шесть лет — этап освоения сложных сонорных звуков, таких как «Р» и «Л». В этом возрасте в словарном запасе ребенка уже около 2 тысяч слов.
  6. В семь лет в норме ребенок выговаривает все звуки и произносит их правильно, имеет словарный запас более 3 тысяч слов, понимает, как и когда менять интонацию при разговоре, может пересказать сюжет по картинке.

Эти этапы — сценарий нормального речевого развития ребенка. Если есть какие-то отклонения или отставания, нужно обратиться к логопеду, так как основы правильной речи формируются в раннем возрасте и важно не упустить время. Если откладывать визит к специалисту, корректировать проблему может быть намного сложнее.

На первичной консультации логопед собирает медицинский анамнез ребёнка, выявляя возможные причины нарушения, к таковым могут относится:

  • Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
  • Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
  • Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
  • Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
  • Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.

Проводит комплексную диагностику речевого развития: словарного запаса, грамматических категорий, звукопроизношения, умения вести диалоговую речь – опираясь на возрастные нормы развития. Смотрит на развитие артикуляционного аппарата, оценивает подвижность и полноту выполняемых движений. У детей школьного возраста проводится оценка состояния письменной речи. Далее логопед предлагает варианты исправления нарушений, если таковые имеются: от подбора образовательных программ, до рекомендаций по образовательным учреждений и дополнительных консультаций у смежных специалистов: психологов, дефектологов, неврологов, сурдологов и т.д.

Таким образом, если вы заметили у ребёнка проблемы речевого характера, например:

  • Нарушения артикуляции: трудности с произношением отдельных звуков, например, замена “р” на “л”
  • Фонологические нарушения: неправильное использование звуков речи, например, вместо “лягушка” - “рябушка”
  • Нарушения плавности речи: проблемы с потоком речи, например, заикание
  • Рецептивные нарушения: сложности с пониманием языка
  • Экспрессивные нарушения: проблемы с использованием языка и лексики для общения
  • Прагматические нарушения: проблемы с социальной коммуникацией
  • Орально-моторные нарушения: слабость губ, языка, челюстных мышц, необходимых для речи
  • Расстройства аутистического спектра: нарушения коммуникации и социального взаимодействия

Это повод обратиться к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет по лексическим темам.Тема "Фрукты", "Овощи"

Информационное оснащение уголка логопеда для родителей  детей  5- 6 лет по лексическим темам     Практика использования информационного блока для родителей по лексическим...

Информационно просветительская работа логопеда с родителями

В  настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление ...

Кто такой логопед. И что такое логопедическая группа.

   Очень часто встречала в своей практике боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедический детский сад. Часто слышала такую фразу: «В логопедическую группу? У меня ре...

Проект информационно-творческий "Такие разные дома"

В проекте представлены работы детей по пластилинографии, рисование красками...

Консультация "Кто такой логопед? В чем заключается работа учителя-логопеда?"

В этой консультации Вы узнаете, кто такой логопед и в чем заключается его работа....

Консультация "Кто такой логопед? В чем заключается работа учителя-логопеда?"

Проблема нарушения речи детей является актуальнейшей проблемой в современной педагогике. Всем известно, что хорошая речь является важнейшим условием всестороннего и полноценного развития ребёнка....

Выступление на родительском собрании: «Кто такой логопед и что такое логопедическая группа?»

Очень часто встречала в своей практике боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедический детский сад. Часто слышала такую фразу: «В логопедическую группу? У меня ребёнок «нормаль...