Материалы для родителей
консультация по логопедии
Материалы для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ
Графический навык – это привычные типовые положения кисти пишущей руки, ее движения.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и познавательном развитии ребенка.
Развитие графических навыков имеет большое значение при поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно–двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.
Данную работу мы строим по нескольким направлениям:
1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно - моторной координации.
• формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);
• формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы», затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);
• формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) («Наряди елку», «Разложи фрукты»);
• обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);
• обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три, расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).
2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.
• формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей, узнавать и называть собранный предмет;
• обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч, что овальное? (рыба, ежик, Что квадратное? (часы, стол) и т. д.);
• формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции, где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).
3. Развитие пространственной ориентировки.
• формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);
• обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);
• формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).
4. Формирование базовых графических умений и навыков.
• формирование умения проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом, между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см, непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно, не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»);
• формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»);
• формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика);
• обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции;
• формирование умение копировать точки (простого рисунка, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»);
• формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.
5. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов.
• формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).
6. Совершенствование базовых графических навыков и умений.
Одним из упражнений максимально приближенного к условиям учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Этот вид упражнений помогает предотвратить такие трудности в обучение, как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, плохая ориентация в тетради. Так же формирует у детей такие важные навыки, как слуховое внимание, пространственная ориентация, умение понимать и четко выполнять указания взрослого.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. ребенку предлагается образец геометрического узора и просят его сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;
2. взрослый задает последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, дети выполняют работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.
Графические диктанты нужно сопровождать загадками и пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют словарный запас.
При выполнении графических заданий надо уделять внимание формированию у детей навыка правильной позы : держать оба плеча ровно, локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой рукой (если ребенок левша, то правой рукой).
Упражнения для формирования у детей базовых графических умений, разделены на четыре этапа.
Каждый этап заданий помогает ребенку приобрести определенные умения.
I этап обучения включает пять серий заданий. Детям предлагаются образцы линий, данные пунктиром, для формирования и закрепления умения правильно пользоваться пишущими и совершать графическое действие совместно со взрослым или по показу.
1серия обучает правильному захвату пишущего предмета, умению проводить прямые вертикальные прерывистые линии на альбомном листе бумаги в направлении сверху вниз: дождик, семечки, иголки, трава и т. п.
2 серия Формируется умение безотрывно проводить вертикальные линии в направлении сверху вниз: стебельки, черенки, ленточки, заборчик, шпалы и т. п.
3 серия Формируется умение безотрывно проводить горизонтальные прямые линии от одного графического объекта до другого в направлении слева направо: мячик катится по дорожке, зверята бегут по тропинке, машины едут по шоссе и т. п.
4 серия Формируется умение ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах и произвольно: зернышки для цыплят, песок в формочках, семечки для птичек, снег падает и т. п.
5 серия Формируется умение проводить безотрывно спиралевидную линию от центра по нарастающей к периферии и наоборот – от периферии к центру в направлениях слева направо и справа налево, при этом внимание ребенка фиксируется на точке, с которой начинается линия: клубочки, нитки, круги на воде и т. п.
II этап включает в себя четыре серии заданий. В графических заданиях этого этапа все упражнения направлены на формирование зрительнодвигательной координации, умения ориентироваться на листе бумаги и работать по показу.
1 серия Дети обучаются штриховать контуры геометрических форм, простых предметных изображений, ориентируясь на точки и указатель стрелку.
2 серия Дети овладевают умением проводить безотрывные линиидорожки (прямые, волнистые, ломаные) шириной от 2 до 2,5 см и от 1 до 1,5 см в направлении сверху вниз, слева направо, ориентируясь на вспомогательные ориентиры – точки, стрелки, штрихпунктирные линии.
3 серия. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу, сличать графические изображения со счетными плоскостными палочками, используя метод наложения: заборчик, елочка, грибочек, лесенка и т. п.
4 серия формируется умение копировать изображения простых геометрических форм и предметов (круг, треугольник, гриб, домик, снеговик и др.) на плоскости листа (снизу, сверху, слева, справа) и дорисовывать их. Также закрепляется умение проводить разные линии по заданной штрихпунктирной. Для мотивации используются игровые приемы с предметами, сюжетные картинки.
III этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указатель стрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.
1 серия формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом безотрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до 1 см). Кроме того, дети учатся ориентироваться на указатель стрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т. п.
III этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указатель стрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.
1 серия Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом безотрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до 1 см). Кроме того, дети учатся ориентироваться на указатель стрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т. п.
2 серия Дети учатся ориентироваться на альбомном листе бумаги (верх – низ, левая сторона – правая сторона, середина); обводить геометрические формы и простые изображения предметов по внешним контурам; проводить дугообразные линии по указателюстрелке; дорисовывать контуры изображений простых предметов. Продолжается формирование целостных образов простых предметов, представленных в изображениях (например, дом, елочка, гриб, зонт и т. п.).
3 серия Закрепляется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги (определять середину листа, что изображено наверху и внизу, слева и справа, в углах – верхнем левом и верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом); умение проводить безотрывные линии по диагоналям через середину листа; при выполнении заданий ориентироваться на указатель стрелку и штрихпунктирную линию: посади улиток на грибочки, угости дельфинов рыбой, запусти ракету в космос и т. п.
4 серия Включает графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу. Дети обучаются соблюдать интервалы и очередность геометрических фигур; последовательно обводить формы по штрихпунктирной линии, ориентируясь на указатель стрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т. п.
IV этап включает пять серий графических заданий, закрепляющих следующие умения: ориентироваться как на строке (широкой, узкой, так и в широкой клетке; работать по показу и образцу (копировать графические ряды, представленные простыми линиями, геометрическими фигурами, элементами букв); завершать начатое графическое действие.
1 серия Учит выполнять упражнения в пределах широкой строки (ширина 4 см, ориентироваться на строке (фиксировать середину, верхнюю и нижнюю границы строки). Закрепляет умение проводить прямые безотрывные линии по этим границам с ориентировкой на точки начала и конца графического действия; вести вертикальные, наклонные, волнистые и ломаные линии в пределах строки, ориентируясь на стрелку: проведи пальцем по строке, проведи линию по верхней границе строки, проведи линию посередине строки, продолжи ряд, разложи геометрические фигуры на верхней строке листа, а на нижней строке скопируй их.
2 серия Формируется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см, зрительно фиксировать одну клетку, обводить ее, показывать ее углы, проводить разные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) по клеткам, отсчитывать клетки, ориентироваться по точкам, по стрелке. Вырабатываются умения копировать простые изображения по клеткам в разных плоскостях листа бумаги: наверху – внизу, слева – справа; работать по образцу; доводить упражнения до конца.
3 серия Закрепляются умения ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см) и работать по образцу (копировать последовательно графические изображения простых предметов по клеткам, соблюдая очередность и интервалы между элементами, а также высоту и ширину изображения); переносить графические изображения на плоскость листа: сверху – снизу, слева – справа; доводить начатое графическое действие до конца : нарисуй домики, флажки, круги по клеткам, продолжи ряд, нарисуй кораблик слева, нарисуй башню справа, дорисуй по клеткам и т. п.
4 серия Закрепляются умения ориентироваться на крупной строке (ширина 4 см); копировать графические элементы в пределах строки (соблюдать интервалы между элементами, очередность, ориентироваться на точки, стрелку, штрихпунктирные линии); последовательно копировать элементы букв (наклонные линии, полуовалы, овалы, крючки, петли, зигзаги); завершать графическое действие : проведи линии по стрелке, продолжи ряд и т. п.
5 серия Закрепляется умение ориентироваться на строке шириной 2 см. После того как у ребенка сформируются графические умения и навыки в пределах крупной строки (4 см, рекомендуем повторить упражнения четвертой серии на строке шириной 2 см. Этот переход важен для дальнейшего выполнения упражнений на поле листа тетради в крупную линейку.
Опыт целенаправленной коррекционнопедагогической работы по овладению определенными графическими умениями показывает, что дети изучаемой категории способны выполнять следующие задания: проводить и копировать разные линии, штриховать, дорисовывать, чередовать элементы букв, цифр в пределах клетки, строки. Комплексная работа специалистов (воспитателей, учителядефектолога, психолога) в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности позволяет активизировать у детей познавательный потенциал, сформировать графические навыки и повысить мотивацию к учебной деятельности.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности восприятия
У многих детей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например, проблемы со слухом, зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.
Дети с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».
Сенсорная чувствительность
Зрение
Дети с РАС могут переживать следующие трудности:
- Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.
- Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть.
- Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.
- Изображения могут искажаться.
- Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.
Осязание
Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Дети с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:
- Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу.
- Высокий болевой порог.
- Возможно нанесение себе повреждений.
- Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла), находящихся над ними.
- Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими.
- Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.
- Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.
- Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.
Вкус
Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. Дети с РАС могут испытывать проблемы следующего рода:
- Склонность к очень острой еде.
- Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется пика.
- Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона.
- Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.
Запах
Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:
- Некоторые вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы (даже запах собственного тела).
- Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.
- Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными.
- Могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.
Равновесие (вестибулярный аппарат)
Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Дети с аутизмом могут испытывать следующие проблемы:
- Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то.
- Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими движениями.
- Трудно остановиться во время каких-либо действий.
- Ребёнка легко “укачивает” в транспорте.
Методы помощи
Вот некоторые примеры того, как можно помочь ребёнку с сенсорной дезинтеграцией. Часто даже незначительные изменения в окружающей среде могут оказать огромное влияние.
Вот три основных правила:
– Будьте внимательны: оцените окружающую обстановку и подумайте, может ли она создавать трудности людям с аутизмом. Можете ли вы что-то изменить?
– Подходите ко всему творчески: вспомните положительные моменты, связанные с сенсорным восприятием.
– Занимайтесь предварительной подготовкой: заранее рассказывайте детям с аутизмом о возможных сенсорных стимулах, которые могут им встретиться в той или иной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей - "Сыпь песок"
Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...
Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"
Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...
Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".
На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....
Материалы для родителей "Призадумайся мама"
Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....
"Материалы для родителей"
В уголок для родителей информация по ПДД...
Материалы для родителей. Методические разработки.
Перспективное планирование работы по взаимодействию с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возр...
Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"
В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...