«Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников»
консультация по логопедии (младшая группа)
Формирование у детей четкой, чистой и правильной речи. Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная, грамотная и четкая речь - это не дар, она приобретается благодаря усилиям логопедов, воспитателей и родителей. Воспитатель имеет возможность систематически, ежедневно проводить артикуляционные гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Детям 2-4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка
Цель: формирование у детей четкой, чистой и правильной речи. Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.
3. Разработать перспективный план работы с детьми
4. Провести консультацию для родителей на тему « Значение артикуляционных упражнений для развития ребенка»
5. Подготовить методическую разработку
6. Развивать артикуляционный аппарат детей.
7. .Сформировать у детей интерес к артикуляционной гимнастике;
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Длительность артикуляционной гимнастики не превышает 5 минут.
Для младших дошкольников не более 2-3 упражнений за 1 раз. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие, чтобы обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность, от простых упражнений к более сложным.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить затем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными.
Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. Статических ( лопатка, чашечка) и 2-3 упр. динамических (лошадка, часики). Начинаем гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходим к динамическим. Используются игровые приёмы, для выполнения артикуляционной гимнастики. Чтобы артикуляционная гимнастика стала увлекательным занятием, ее необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
Используются картинки.
Чтение коротких стишков (когда за время чтения стишка ребёнок успевает повторить упражнение 3-5 раз). Игровые персонажи.
Сказочные сюжеты и истории про язычок. Тематические истории (связанные с лексической темой).
Элементы соревнования.
Использование игровых атрибутов.
Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"
В помощь воспитателям детских садов "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"...
«Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольника»
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принима...

Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников»
Важную роль в формировании звукопроизношения играет:- Чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов;- Быстрое и плавное переключению с одного движения на другое;- Удержание...

Презентация Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движен...

Презентация "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников".
Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников....

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать,...