Кинетическая и кинестетическая основы развития ребёнка
консультация по логопедии (средняя группа)

Роттер Марина Александровна

Кинетическая и кинестетическая основы движений  - два важных компонента, лежащих в основе процесса порождения  речи.

Хотя они тесно взаимосвязаны, между ними существует различие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinetika_i_kinestetika_razlichiya.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Кинетическая и кинестетическая  основы развития ребёнка

Кинетическая и кинестетическая основы движений  - два важных компонента, лежащих в основе процесса порождения  речи.

Хотя они тесно взаимосвязаны, между ними существует различие.

Кинетика- это совокупность телодвижений, которые использует человек в процессе общения. В том числе она изучает двигательное поведение человека в его невербальных проявлениях: мимика,  пантомимика, выразительность и сила проявления.

Кинетическая  основа речи относится к двигательному аспекту речи и включает в себя последовательность движений артикуляционных органов(губ, языка, нижней челюсти и др.) необходимых для произнесения  звуков, слогов и слов. Это своего рода «моторная программа», которая формируется  в процессе речевого развития и становится автоматизированной.

Кинетическая основа -сами движения, память на отдельные движения, серию движений.  Кинетическая основа формируется раньше в онтогенезе.

Нарушения  кинетической основы приводит к артикуляторным расстройствам(дизартрия, дислалия).

При коррекции нарушений звукопроизношения работают над кинетической основой  через  отработку артикуляционных укладов- опорных поз.

Для развития и реализации  моторных программ  применяют обучение  выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременно  и последовательно организованные движения. Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук  в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса, составляющих единый двигательный навык.

Формирование кинетической основы движений пальцев рук происходит в процессе выполнения  последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрёшками, кубиками, настольным конструктором; составление  узоров из крупной  и мелкой мозаики, изображение  предметов из геометрических форм из палочек(по образцу, по инструкции), складывание разрезных картинок, обведение, раскрашивание, штриховка(вертикальная, горизонтальная) трафаретов, «шнуровка» и т.д. 

Кинестетика- ощущения от этих движений, способность осознавать положение тела, позы. Кинестетическая основа формируется  позже, на базе кинетической. Кинестетическое ощущение даёт ребёнку информацию  о движении и положении его собственного тела в пространстве. Возникает оно при раздражении проприорецепторов(периферических элементов сенсорных органов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках.

А уже на основе кинестетической чувствительности и формируются меж сенсорные связи, такие как:  слухо-моторные, двигательно-моторные, тактильно-двигательные, кожно-кинестетические и другие.

Кинестетическая основа  речи связана с ощущениями и восприятием  движений артикуляционных органов  во время речи. Она обеспечивает обратную связь, позволяющую контролировать правильность артикуляции и вносить необходимые коррективы.

Кинестетические ощущения формируются благодаря проприоцептивной чувствительности мышц речевого аппарата.

Нарушения кинестетической основы приводят к затруднениям в самоконтроле речи(алалии, артикуляторной диспраксии)

При коррекции нарушений звукопроизношения кинестетическую основу развивают с помощью  логопедического массажа, артикуляционной гимнастики для совершенствования   артикуляторных движений и формирование  нормативных артикуляторных укладов.

Для  совершенствования кинестетической основы движений пальцев рук  применяют упражнения по  словесной инструкции

   Тесная взваимосвязь этих основ необходима для плавной автоматизированной речи.

Логопедическая работа  направлена на формирование как кинетической, так и кинестетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

Кинетичекое и кинестетическое развитие ребёнка- основа когнитивного(умственного) развития детей  

Формируется  и совершенствуется  кинетическая и кинестетическая  основа движений  в процессе развития ручной моторики.

Детей обучают  точному выполнению  двигательной программы, развивают у них основные  качества движения: объём,  точность, темп, активность, координациия).

 Обогащение  двигательного опыта детей происходит в процессе выполнения действий с предметами. Развитие праксиса позы осуществляется по подражанию и самостоятельно.

В процессе  обучения и воспитания происходит  выработка динамической координации движений: чётких и точных, выполняемых в определённом темпе и ритме; удержание двигательной программы а в процессе  выполнения последовательно организованных движений.

Развитие движений кисти рук происходит  в ходе выполнения специальных упражнений: сжимание, разжимание, встряхивание, и помахивание кистями рук с постепенным  увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствовании межанализаторного  взаимодействия(в работе зрительног, слухового и тактильного анализаторов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с кинетическим песком для развития ребенка.

1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; 2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания; 3) формирование нестандартно...

Игры с кинетическим песком для развития ребенка.

1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; 2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания; 3) формирование нестандартно...

Роль кинетического песка в развитии мелкой моторики детей.

Кинетический песок - это формовочной песок. Кинетический песок состоит на 98% из песка и на 2% - из полимера. Это позволяет песку сохранять форму намного легче, чем традиционному песку..Кинетический п...

Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок. Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка».

Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок.  Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка»....

Игры с кинетическим песком для развития ребенка

Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пла...

Познавательное развитие ребёнка раннего возраста посредством взаимодействия с кинетическим песком

Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни.Познавательное развитие детей раннего возраста включает в себя ощущения, восприятия, внимание и память. Ведущим в по...

Мастер-класс с семьями воспитанников «Кинетический песок в развитии творческих навыков ребёнка»

Мастер-класс с семьями воспитанников «Кинетический песок в развитии творческих навыков ребёнка»...