"Дислексия"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Аникиенко Наталья Вячеславовна

Презентация "Дислексия" история, понятие, причины и виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дислексия понятие причины виды Выполнила: Учитель-логопед МБОУ Гимназии №2 корпус 3 Аникиенко Н.В.

Слайд 2

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения.

Слайд 3

Понятие « дислексия » было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином.

Слайд 4

1896 г. «Британский медицинский журнал» статья терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота»

Слайд 5

В 1925 г. невропатолог Самюель Т. Ортон .

Слайд 6

В России используются два подхода к определению дислексии Педагогический Клинико-психологический «Дислексия – состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения». «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Слайд 7

Биологические факторы • Пре/перинатальная патология в анамнезе (нарушения структур мозга по гипоксическому типу ) — аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах), черепно-мозговые травмы при использовании методов механических родовспоможений, травмы в постнатальном периоде. • Токсическое воздействие (при алкоголизме матери, неконтролируемом приеме медикаментозных препаратов, болезнях роженицы (диабет, нефропатия и др.), несовместимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденных. • Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода при заболеваниях беременной или ребенка в постнатальный период ( нейроинфекция , корь,эпидемиологический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).

Слайд 8

Социальные факторы Дефицит речевого общения Неблагоприятная речевая среда Билингвизм Раннее начало/высокий темп обучения Педагогическая запущенность. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР.

Слайд 9

Патогенез

Слайд 10

Механизмы формирования дислексии Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл. Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком). Недостаточный словарный запас , что тормозит адекватное формирование навыка чтения. Слабая способность к автоматизации навыков чтения , что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени. Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку. Нарушения концентрации внимания. Астенизация /повышенная утомляемость ребенка

Слайд 11

Характерные проявления дислексии 1 . Неусвоение букв , неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я). 2. Побуквенное чтение — неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно. 3. Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова. 4. Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста. 5. Аграмматизмы . Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например,« красивуя книга», «встала солнышко», «дети гулял»), нарушение падежных окончаний («на деревах») и другие.

Слайд 12

Сопутствующие симптомы дислексии выраженные проблемы с почерком; неспособность выполнять задание в установленный срок; повышенная чувствительность нервной системы; излишняя эмоциональность; раздражительность импульсивность; эмоциональная нестабильность; нарушение координации движений; неуклюжесть; расстройство схемы тела; затруднение в определении правой и левой стороны; нарушения межполушарного взаимодействия;

Слайд 13

По ведущим проявлениям Вербальная форма отмечаются трудности с прочтением слов Литеральная форма возникают проблемы с усвоением букв (литер)

Слайд 14

Классификация по дефектным механизмам процесса чтения и симптомам Фонематическая . Нарушены процессы синтеза и анализа, восприятия фонем. Нарушение характеризуется побуквенным чтением, ребёнок заменяет или смешивает между собой глухие и звонкие, шипящие и свистящие звуки, добавляет, пропускает и переставляет звуки и слоги (вместо пишет – пищит, вместо бабочка – папочка, лопата – лотапа , утка – тука). Он может пропускать согласные при их стечении (марка - мара ), вставлять лишние гласные там, где они не предусмотрены (легла – легала ).

Слайд 15

Семантическая Проявляется в не сформированном слоговом синтезе: ребёнок имеет бедный словарь, не может усвоить синтаксические связи в предложении. Чтение носит «механический»

Слайд 16

Аграмматическая Недоразвит грамматический строй речи, ребёнок при чтении допускает ошибки в согласовании слов по родам, падежам и числам, сохраняя их на письме и в обычной речи, неправильно читает части слова (суффиксы, приставки, окончания), неверно согласует слова в предложениях («у магазинах», «пять дятла», «лесное поляна», «выпала листва»).

Слайд 17

Мнестическая Нарушена речевая память, ребёнок с трудом соотносит букву и звук друг с другом, не запоминает их.

Слайд 18

Оптическая Читающий заменяет или смешивает похожие между собой буквы (п-д, б-д, з-в), при чтении соскальзывает со строчки на строчку. Может проявляться «зеркальным чтением» букв справа налево.

Слайд 19

Тактильная Тактильная дислексия встречается у слабовидящих и незрячих людей, которые пропускают буквы и слоги при чтении азбуки Брайля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"

В работу по обучению  звуковой культуры речи у  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста

Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...

Оптическая дисграфия и дислексия

В данном материале данна краткая информация  родителям о оптической дисграфии и дислексии...

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....