"Дислексия"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Презентация "Дислексия" история, понятие, причины и виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disleksiya.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения.
Понятие « дислексия » было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином.
1896 г. «Британский медицинский журнал» статья терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота»
В 1925 г. невропатолог Самюель Т. Ортон .
В России используются два подхода к определению дислексии Педагогический Клинико-психологический «Дислексия – состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения». «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Биологические факторы • Пре/перинатальная патология в анамнезе (нарушения структур мозга по гипоксическому типу ) — аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах), черепно-мозговые травмы при использовании методов механических родовспоможений, травмы в постнатальном периоде. • Токсическое воздействие (при алкоголизме матери, неконтролируемом приеме медикаментозных препаратов, болезнях роженицы (диабет, нефропатия и др.), несовместимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденных. • Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода при заболеваниях беременной или ребенка в постнатальный период ( нейроинфекция , корь,эпидемиологический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).
Социальные факторы Дефицит речевого общения Неблагоприятная речевая среда Билингвизм Раннее начало/высокий темп обучения Педагогическая запущенность. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР.
Патогенез
Механизмы формирования дислексии Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл. Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком). Недостаточный словарный запас , что тормозит адекватное формирование навыка чтения. Слабая способность к автоматизации навыков чтения , что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени. Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку. Нарушения концентрации внимания. Астенизация /повышенная утомляемость ребенка
Характерные проявления дислексии 1 . Неусвоение букв , неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я). 2. Побуквенное чтение — неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно. 3. Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова. 4. Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста. 5. Аграмматизмы . Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например,« красивуя книга», «встала солнышко», «дети гулял»), нарушение падежных окончаний («на деревах») и другие.
Сопутствующие симптомы дислексии выраженные проблемы с почерком; неспособность выполнять задание в установленный срок; повышенная чувствительность нервной системы; излишняя эмоциональность; раздражительность импульсивность; эмоциональная нестабильность; нарушение координации движений; неуклюжесть; расстройство схемы тела; затруднение в определении правой и левой стороны; нарушения межполушарного взаимодействия;
По ведущим проявлениям Вербальная форма отмечаются трудности с прочтением слов Литеральная форма возникают проблемы с усвоением букв (литер)
Классификация по дефектным механизмам процесса чтения и симптомам Фонематическая . Нарушены процессы синтеза и анализа, восприятия фонем. Нарушение характеризуется побуквенным чтением, ребёнок заменяет или смешивает между собой глухие и звонкие, шипящие и свистящие звуки, добавляет, пропускает и переставляет звуки и слоги (вместо пишет – пищит, вместо бабочка – папочка, лопата – лотапа , утка – тука). Он может пропускать согласные при их стечении (марка - мара ), вставлять лишние гласные там, где они не предусмотрены (легла – легала ).
Семантическая Проявляется в не сформированном слоговом синтезе: ребёнок имеет бедный словарь, не может усвоить синтаксические связи в предложении. Чтение носит «механический»
Аграмматическая Недоразвит грамматический строй речи, ребёнок при чтении допускает ошибки в согласовании слов по родам, падежам и числам, сохраняя их на письме и в обычной речи, неправильно читает части слова (суффиксы, приставки, окончания), неверно согласует слова в предложениях («у магазинах», «пять дятла», «лесное поляна», «выпала листва»).
Мнестическая Нарушена речевая память, ребёнок с трудом соотносит букву и звук друг с другом, не запоминает их.
Оптическая Читающий заменяет или смешивает похожие между собой буквы (п-д, б-д, з-в), при чтении соскальзывает со строчки на строчку. Может проявляться «зеркальным чтением» букв справа налево.
Тактильная Тактильная дислексия встречается у слабовидящих и незрячих людей, которые пропускают буквы и слоги при чтении азбуки Брайля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"
В работу по обучению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...
Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста
Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...
Оптическая дисграфия и дислексия
В данном материале данна краткая информация родителям о оптической дисграфии и дислексии...
методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников
ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...
"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...
"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...
Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....