Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_disleksii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста

     Ее основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Диагностическая методика, используемая при этом, приведена в приложении (МРВД). Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:

  1. Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.
  2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом. У этих детей оба навыка порой взаимно дезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму – позже, в школе. Опыт подобной работы свидетельствует, что обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из группы риска) можно начинать с  5 лет по специально разработанной для этого методика, учитывающей психологические особенности детей группы риска (приложение).

     Также для профилактики дислексии могут быть рекомендованы следующие мероприятия.

  1. Меры по предупреждению Анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными, профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.д.
  2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее проявление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) служит достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного  развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.
  5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
  6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.
  7. В последнее десятилетие к числу причин дислексии и дисграфии добавилось дидактогенные факторы. Неоправданно ранее обучение  грамоте (до 5 лет) в детских садах или дома родителями иногда провоцируют возникновение дислексии в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. Кроме того, проблемы методики обучения дошкольников чтению почти не разработаны. В детских садах используют школьные методики, разбавленные игровыми упражнениями. Нередко отмечается бездумное увлечение некоторыми авторскими методиками, которые не прошли ни серьезной апробации, ни профессиональной экспертизы. В ряде таких методик полностью отсутствуют разделы пропевдевтики. Основной акцент делается на технике и скорости чтения. Неоднократно встречались случаи, когда ребенок, прошедший такой курс раннего обучения чтению, в школе становился дислексиком. Таким образом, первичной профилактикой дидактогенной дислексии является обязательность проведения высокопрофессиональной экспертизы авторсикх методик, используемых в детских садах. Раннее обучение чтению (до 5 лет) следует проводить лишь  в исключительных случаях с детьми, у которых отмечается опережающее психическое и речевое развитие. Кроме возможных негативных последствий раннего обучения грамоте, аргументов против этого являются доводы здравого смысла. В младшем дошкольном возрасте навыки чтения у подавляющего большинства не востребованы. Монологическую, контекстную речь письменных текстов дети этого возраста понимают фрагментарно даже в устной форме. Кроме того, обучение грамоте отнимает время у более полезных для данного возраста видов занятий, развивающих образное мышление, для формирования которого данный период является сенситивным.
  8. Еще одним средством профилактики дислексии в настоящее время следует признать удлинение пропедевтического, подготовительного периода в первом классе. В настоящее время он сокращен до чисто символического уровня. Мотивируется это тем, что большинство детей обучают грамоте в детском саду. О «полезности» и качестве такого обучения говорилось в предыдущем пункте.

Диагностическая карта обследования

  1. «Рядоговорение».

Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах):

1). Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;

2). Правильно ответил на один вопрос – 2 балла;

3). Не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

  1. «Ритмы»

Оценки:

  1. выполнены оба задания – 0 баллов;
  2. выполнены только простые ритмы – 2 балла;
  3. не выполнено ни одного задания – 3 балла.

  1. Тест «Кулак – ребро – ладонь».

Оценки:

  1. правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й                      демонстрации – 0 баллов;
  2. правильное воспроизведение после 2 демонстрации или после 3 демонстрации с 1-й попытки – 2 балла;
  3. правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстрации или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

  1. Субтест “Повторение цифр”.

   Цифровые ряды

   Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.

Оценки:

  1. итоговый результат больше 6 – 0 баллов;
  2. итоговый результат равен 6 – 2 балла;
  3. итоговый результат меньше 6 – балла.

  1. Ориентировка в «право – лево»:

Оценка:

  1. выполнены оба задания – 0 баллов;
  2. выполнена только простая ориентировка – 2 балла;
  3. не выполнено ни одного задания – 3 балла.

  1. Составление рассказа по серии картинок.

Оценки выставляют в 2 этапа:

  1. Оцениваются качество построения рассказа – связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий:

а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей – 0 баллов;

б) рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий – 2 балла;

в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы – 3 балла;

г) ребенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках – 4 балла.

  1. Оценивается понимание причинно-следственных связей:

а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в краске) – 0 баллов;

б) объяснение неполное («труба – черная») – при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано,                            то оценка – 1 балл;

в) объяснения совсем не было – 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.

Составление окончательного заключения:

  1. При обследовании детей 6,2-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
  2. При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка» в «право – лево» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5 , свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Среди детей с речевой патологией частым нарушением является нарушение слоговой структуры. Это может быть: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков; недо...

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием наглядных моделей

Представлена система коррекционно-педагогической работы по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»

  Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...

консультация для воспитателей "Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста"

причины возникновения дисграфии и дислексии у первоклассников, подбор упражнений для детей старшего дошкольного возраста по профилаклике дисграфических и дислексических расстройств в помощь воспитател...

Методическая разработка "Буквы на прищепках", как средство профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста.

Ребёнку предлагается карточка с "зашифрованным" цифрами и буквами словом, прищепки с буквами, прищепки с цветным обозначением звуков. Инструкция: переставить на карточке буквы с помощью прищ...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  старшего дошкольного возраста с ТНР»...

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста"

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста". При скачивании файла, сохраняется формат буклета....