Логоритмика, как метод коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Для развития темпа, ритма, фонематического слуха и восприятия, выразительности речи,  нарушений общей, тонкой, артикуляционной моторики и координации движений помогут логоритмические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Логоритмика, как метод коррекции нарушений речи

  у детей с ОВЗ»

Логоритмика - это комплекс специальных упражнений и игр, направленных на решение коррекционных образовательных и оздоровительных задач на основе сочетания движений, слова и музыки (Г.А. Волкова).

 Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких как заикание, общее недоразвитие речи, алалия. В работе с детьми с ОВЗ эффективно применять методики Ольги Андреевны Новиковской, Марины Юрьевны Картушиной, Галины Анатольевны Волковой.

Для развития темпа, ритма, фонематического слуха и восприятия, выразительности речи,  нарушений общей, тонкой, артикуляционной моторики и координации движений помогут логоритмические упражнения.

Известно, что ритмические движения активизируют деятельность мозга                                                                                      ребёнка, способствуют активации различных анализаторных систем. Поэтому с самого раннего детства необходимо заниматься развитием чувства ритма в доступной  форме – музыкально-ритмических упражнениях и играх. Такие игры и упражнения способствуют психофизическому и речевому развитию ребёнка.

Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики используется такой эффективный метод, как логоритмика. Она позволяет повысить эффективность коррекционной логопедической работы, стимулируя интенсивное формирование моторной сферы и фонетической стороны речи.

На этих занятиях тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений с речью и музыкой. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Мы проводим логоритмические занятия в разнообразных формах: путешествие, приключение, поход, сказочная прогулка и многое другое. Эти упражнения мы применяем не только как элементы на других занятиях в виде физминуток, динамических пауз ,но и как отдельное занятие.

Структура логоритмического занятия:

Организационный этап: Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку.

Основная часть:

- танец, танец – хоровод

- песня, сопровождаемая жестами или движениями;

- артикуляционная гимнастика;

- мимические упражнения;

- массаж или самомассаж;

- пальчиковая игра;

- дыхательные упражнения;

- гимнастика для глаз;

- подвижная или коммуникативная игра;

- чистоговорки;

- речевые или музыкальные игры;

- игры на развитие чувства ритма или внимания.

Заключительная часть: Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж, игры малой подвижности на развитие психических процессов, упражнения на восстановление дыхания.

Успешность логоритмического занятия  с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»

 «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»   Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий ее уровень – гипокинезия – один и...

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

Статья "Использование тактильного коврика в коррекции нарушений речи у детей с ОНР и ЗПР"

В статье раскрыты возможности использования авторского дидактического пособия "Тактильный коврик по временам года" для коррекции нарушений речи у детей с диагнозами ОНР и ЗПР.  Статья опубл...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...

Проектная работа "Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи"

Проектная работа по применению тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...