Комплексы артикуляционных гимнастик
материал по логопедии (старшая группа)
Комплексы артикуляционных гимнастик на все группы звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, Ль
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, ЛЬ – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (губ, языка, щек, мягкого неба) к постановке звуков.
Артикуляционный уклад звуков Л, ЛЬ
Звук Л:
- положение губ и зубов зависит от последующего гласного;
- кончик языка узкий, поднят за верхние резцы и смыкается с альвеолами (бугорками за верхними зубами);
- средняя часть спинки языка опущена, а корень — отодвинут назад и поднят вверх;
- язык напоминает форму седла;
- воздушная струя проходит про бокам языка;
- мягкое небо при произнесении звука Л поднято (Л – ротовой звук);
- голосовые складки сомкнуты и вибрируют (Л – звонкий звук).
Звук ЛЬ:
- артикуляция звука ЛЬ схожа с артикуляцией звука Л;
- отличается лишь тем, что корень языка опущен, а средняя и передняя его части более приподняты;
- язык чуть продвигается вперед.
Звуки «Л», «ЛЬ» в норме появляются к 4,5 – 5 годам. Но часто дети их произносят неправильно, искажают, заменяют другими звуками.
Дефекты произношения звуков Л и Ль называются ламбдацизмом.
Нарушения произношения звуков Л, ЛЬ:
- Губно-губной ламбдацизм. При таком виде нарушения образуется звук, напоминающий У (в данном случае в произношении участвуют только губы, кончик языка бездействует).
- Губно-зубной ламбдацизм, при котором образуется звук, напоминающий В (нижняя губа приближается к верхним резцам, язык в произношении не участвует).
- Полусмягчённое произношение Л за счёт приподнятия спинки языка (в норме средняя часть спинки языка опущена).
- Межзубный ламбдацизм. При таком виде нарушения кончик языка высовывается между зубами. Но данное нарушение является дефектом только в том случае, если звук звучит искажённо. Если при межзубном произношении Л – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции.
К предрасполагающим факторам нарушения произношения звуков Л, ЛЬ относятся дефекты в строении языка (излишне большой), короткая уздечка языка (ребенок не может высунуть язык изо рта, или при высовывании язык делится пополам), нарушение мышечного тонуса при дизартрии (при выполнении артикуляционного упражнения «Иголочка» язык дрожит, шевелится, отклоняется в сторону).
В случае, если звуки Л и Ль заменяются другими звуками, то такое нарушение называется параламбдацизмом.
Звук Л чаще всего заменяется на У, Д, Н, В, И, З, Й, Р. Замены звуков говорят о том, что есть проблемы в формировании фонематического слуха (различении звуков). Это нужно учитывать при коррекции данного вида нарушения
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, ЛЬ
"Лягушка"
-улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы; (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
"Слоник"
- зубы сомкнуты;
- губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
- верхние и нижние резцы видны.
"Блинчик"
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
- удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
- важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
"Месим тесто"
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
"Змейка"
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
"Часики"
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
"Вкусное варенье"
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
"Чашечка"
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
"Индюк"
- рот открыт;
- широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!!!
"Лошадка"
- присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
- щелкать языком медленно и сильно;
- нижняя челюсть должна быть неподвижной!!!
"Гармошка"
- улыбнуться;
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
- не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
"Маляр"
- приоткрыть рот;
- широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.
Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков Л,ЛЬ.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ.
Самыми частыми обращениями родителей к учителю-логопеду являются дефекты произношения звуков Р, РЬ. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.
Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков Р, РЬ, необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме. |
Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:
Звук Р:
- положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);
- нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;
- кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);
- язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;
- мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);
- голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).
Звук РЬ:
- артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;
- отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.
Нарушения произношения звуков Р, РЬ:
Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.
Виды ротацизма:
- Горловой ротацизм (картавый). Данный вид нарушения встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при этом звук выше).
- Губно-губной ротацизм (кучерский). При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может быть без вибрации.
- Одноударный ротацизм. В данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары (одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.
- Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.
- Носовой ротацизм. Звук с гнусавым оттенком.
- Глухое произношение звука Р (без участия голоса).
- Щёчный ротацизм. При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.
Частыми причинами ротацизма являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой), боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов), нарушения мышечного тонуса при дизартрии.
Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.
Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.
Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.
Техника выполнения упражнений:
- Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
- Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
- Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
- Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.
- Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
Артикуляционная гимнастика
«Лягушка»
- улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
(Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
«Змейка»
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
«Часики»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
«Чашечка»
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Маляр»
- приоткрыть рот;
- широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.
«Индюк»
- рот открыть;
- широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!!!
«Лошадка»
- присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
- щелкать языком медленно и сильно.
«Грибок»
- улыбнуться;
- присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку.
«Гармошка»
- улыбнуться;
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
- не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Дятел»
- улыбнуться;
- открыть рот;
- кончик языка за верхними зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».
Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами! произношения сонорных звуков.
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ
1. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
2. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
3. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
4. «Киска сердится» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет раз выгнуть - широкий язык «горкой», упираясь кончиком языка в нижние зубы. Удерживать язык 5-10 секунд.
Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение.
5.«Мост». (выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы).
Улыбнуться, приоткрыть рот показать верхние и нижние зубы. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро.
6.Упражнение для развития напора воздуха.
Набираем в легкие воздух, с силой начинаем дуть его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ватой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.
7. «Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.
Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
8. «Холодный ветер». (закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.)
Методические рекомендации: максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Расположить язык за нижними резцами, затем подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с].
Подуть на язык.
Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.
9. «Забор». (подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать зубы и губы.)
Перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы (зубы должны быть сомкнутыми). Удержать под счет до 5.
10. «Окно».( уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов)
Из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка
к постановке «свистящих »звуков С,З, Сь, Зь
Для того, чтобы малыш овладел звуками С, З, Сь, Зь необходимо научить язычок точно выполнять пока ещё сложные движения. Выработке необходимых навыков способствует данная артикуляционная гимнастика.
Накажем непослушный язык | Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.
|
Блинчик | Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
|
Почистим зубки | Цель. Научить малыша удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Открываем рот достаточно широко и кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево, а затем снизу вверх.
|
Заборчик | Цель. Выработать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
|
Трубочка | Цель. Выработать умение удерживать губы вытянутыми вперед.
|
Мыльные пузыри | Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
|
Забей мяч в ворота | Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка. |
Желаю успеха!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Специальный комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [ш], [ж], [щ], [ч].
Дыхательные упражнения.
1 этап.
1. «Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание: вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания: 1. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
2. Аналогичный вариант: «Лыжник».
Воздушной струёй провести бумажного лыжника по трассе.
2 этап.
1.« Пушинки».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу. Длительно произнося звук, похожий на ф, сдуть ватку с ладони, положенной под подбородок.
Методические указания: 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не х, на ладони должна ощущаться узкая холодная струя.
Упражнение для губ.
1.«Улыбка».
Цель : Вырабатывать умение удерживать губы растянутыми.
Описание: Максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.
Методические рекомендации: 1. Следить, чтобы губы не подворачивались внутрь. 2. Следить, чтобы губы были плотно сомкнуты. 3. Уголки рта должны быть растянуты симметрично.
2.«Трубочка».
Цель: Вырабатывать движения губ вперёд, укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд длинной трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические рекомендации: 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложить ему дотянуться губами до отодвигаемого пальца или шпателя, либо озвучить движение губ («у-у-у»).
3. «Улыбка – трубочка».
Цель: Вырабатывать движения губ вперёд, укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность. Научить дифференцировать положение губ.
Описание: Чередовать движения растягивания губ в стороны и вытягивание губ вперёд. Движения выполнять под счёт с фиксацией артикуляционных позиций.
Методические рекомендации: 1. Следить, чтобы при движении губ не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Переход от одной позиции к другой осуществлять плавно. 3. Выполнять движения с максимальной амплитудой. 4. При затруднениях выполнения упражнения озвучить движение губ («у-и-у-и»).
4. «Кролик».
Цель: Укреплять мышцы губ и вырабатывать их подвижность.
Описание: Зубы сомкнуты. Приподнять верхнюю губу, обнажить верхние зубы, держать пять – десять секунд. Вернуться в исходное положение. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажив нижние зубы, держать пять – десять секунд. Вернуться в исходное положение.
Методические рекомендации: 1. Следить, чтобы губы не подворачивались. 2. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. 3. При затруднении опускания нижней губы, можно слегка оттянуть её пальцами. 4. При затруднении поднимания верхней губы слегка приподнять пальцем кончик носа.
Упражнения для языка.
1. «Наказать непослушный язык».
Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном состоянии при открытом рте под счёт до пяти – десяти.
Методические указания: 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
2. «Лопаточка».
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
3. «Иголочка».
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык узким и напряжённым.
Описание: Открыть рот, узкий, напряжённый язык выдвинуть вперёд, удерживать под счёт от одного до пяти.
Методические указания: 1. Следить, чтобы язык был вытянут строго по средней линии, не отклонялся в стороны и не лежал на губе. 2. Если упражнение не получается, предложить ребёнку дотянуться языком до отодвигаемого пальца или шпателя.
4.«Лопаточка – иголочка».
Цель: Вырабатывать умение расслаблять и напрягать мышцы языка.
Описание: . Чередовать положения широкого и узкого языка.
Методические указания: 1. Добиваться точности выполнения каждой артикуляционной позы. 2. Фиксировать каждую артикуляционную позу под счёт от одного до пяти. 3. Следить за нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости).
5.«Вкусное варенье».
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания: 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем (пальцем с бинтом) поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
6. «Прятки».
Цель: Учить дифференцировать движения кончика языка вверх-вниз.
Описание: Приоткрыть рот. Широкий кончик языка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы, поднять за верхние зубы, опустить за нижние зубы.
Методические указания: 1. Следить за тем, чтобы язык оставался широким. 2. Следить за плавностью переключения движений языка. 3. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
7.«Киска сердится».
Цель: Выработка подъёма средней части спинки языка, умение удерживать кончик языка за нижними резцами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить её верхними зубами.
Методические указания: 1. Следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперёд. 2. При затруднениях начинать упражнение с пропевания звука «и». Акцентировать внимание ребёнка на положении кончика языка за нижними резцами.
8.«Желобок» («Лодочка»).
Цель: Развивать подвижность боковых краёв языка. Выработка впадины по средней части языка.
Описание: Рот открыть, боковые края языка загнуть вверх. Выполняется вне ротовой полости и внутри ротовой полости.
Методические указания: 1. Следить за симметричностью загибания боковых краёв языка. 2. Желобок получается при сдавливании краёв языка уголками рта. 3. При затруднениях надавить на среднюю часть языка шпателем или зондом.
9.«Лошадка».
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку, укреплять мышцы языка.
Описание: Широко открыть рот, улыбнуться. Присосать язык к нёбу. Медленно, с напряжением, опуская вниз нижнюю челюсть и растягивая подъязычную связку, оторвать его от нёба. Должен раздаться громкий щелчок.
Методические указания: 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно.
10.«Грибок».
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку), отрабатывать умение удерживать язык плоским.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Методические указания: 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. 4. В случаях затруднений вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок замедляет темп щёлканья языком, старается задержать язык наверху, фиксируя присасывание языка к нёбу.
11.«Гармошка».
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку), отрабатывать умение удерживать язык плоским.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания: 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. 4. В случаях затруднений вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок замедляет темп щёлканья языком, старается задержать язык наверху, фиксируя присасывание языка к нёбу. 5. Движение должно выполняться медленно, без болевых ощущений. 6. Амплитуда движений индивидуальна для каждого ребёнка.
12. «Чашечка».
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, развивать подвижность и укреплять мышцы боковых краёв языка.
Описание: Рот широко раскрыть, упражнение выполнять вне ротовой полости. Боковые края языка и кончик языка поднимаются кверху, средняя часть спинки языка опущена. Удерживать артикуляционную позу под счет от одного до пяти – десяти раз.
Методические указания: 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и нижняя губа были неподвижны. 2. Следить, чтобы средняя часть языка не поднималась, чашечка должна оставаться глубокой. (Используется игровой приём «Удержание в «чашечке» воображаемой жидкости»). 3. При возникновении трудностей: а) вернуться к упражнениям «Накажем непослушный язык» и «Желобок»; б) завернуть распластанный язык на верхнюю губу пальцами с бинтом.
13. «Чашечка внутри ротой полости».
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, развивать подвижность и укреплять мышцы боковых краёв языка.
Описание: Рот широко раскрыт, средняя часть спинки языка опущена, боковые края и кончик языка подняты к верху, но не касаются верхних зубов.
Методические указания: 1. Нижняя челюсть неподвижна. 2. Выполняется на оскале. 3. Следить, чтобы средняя часть языка не поднималась, чашечка должна оставаться глубокой. (Используется игровой приём «Удержание в «чашечке» воображаемой жидкости»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...