АРТИКУЛЯЦИОНННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РАБОТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по логопедии
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью завлечь и замотивировать детей с ОВЗ дошкольного возраста на выполнения артикуляционной гимнастики, а для этого необходимо использовать множество интересных и необычных форм её проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОНННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РАБОТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Пайманова Е.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью завлечь и замотивировать детей с ОВЗ дошкольного возраста на выполнения артикуляционной гимнастики, а для этого необходимо использовать множество интересных и необычных форм её проведения.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи. Большинство детей с ОВЗ имеют множество речевых недостатков, особенно ярко они проявляются в звукопроизношении. Поэтому с целью коррекции звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата, т.е. использовать артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и на ее развитие может влиять множество факторов. Одним из условий правильного становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чистого звукопроизношения нужны подвижные и сильные органы речи – язык, губы, щеки и нижняя челюсть. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Также стоит подчеркнуть, что артикуляционная гимнастика не только способствует улучшению звукопроизношения, но и оказывает положительное влияние на общую коммуникацию, самооценку и социальное взаимодействие у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Артикуляционная гимнастика должна начинаться с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Но при работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи одной из основных проблем является то, что у них слабо развит контроль и отсутствует мотивация к выполнению артикуляционных упражнений. Детей необходимо завлечь и замотивировать на выполнения артикуляционной гимнастики, а для этого необходимо подобрать множество интересных и необычных форм её проведения.
Методические разработки по проведению артикуляционной гимнастики
с целью повышения интереса и мотивации детей к выполнению упражнений:
1. Выполнение артикуляционной гимнастики в стихах с героями мультфильмов. Основное преимущество этой формы в том, что этих героев дети знают и любят, в историях следует определённый сюжет и последовательность, упражнения не называются общепринятыми в логопедии называниями, а используются яркие и красочные иллюстрации, хорошие рифмы в стихотворениях, детям интересно, что произойдёт дальше с этими героями.
2. «Артикуляционные бродилки». Можно применять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях по артикуляционной гимнастике. Данная форма также хорошо развивает зрительное внимание, и способность ориентироваться в пространстве.
3. «Артикуляционные кубики». Помимо укрепления мышц артикуляционного аппарата во время выполнения упражнений, изображённых на кубике, ребёнок развивает зрительно-моторную координацию.
4. «Карточки для проведения артикуляционной гимнастики под музыку». Дети очень любят выполнять артикуляционную гимнастику под музыку. Она способствует развитию ритмичности, координации, плавности и серийной организации последовательности движений.
5. «Артикуляционная рыбалка». Развивает зрительно-моторную координацию, ориентацию в пространстве, мелкую моторику.
6. «Нейро-артикуляционная гимнастика». Одно из направлений современной логопедии. Способствует развитию артикуляционного и пальцевого праксиса, межполушарного взаимодействия. Суть метода в одновременном выполнении артикуляционных упражнений совместно с разнообразными движениями рук, что способствует развитию межполушарных связей.
7. «Поймай зайчиков». Данная форма развивает зрительное восприятие и внимание, ориентацию в пространстве, умение дифференцировать основные цвета. Необходимо собирать «пеньки» с зайчиками в определённой последовательности, которая указана на карточке, выполняя упражнения, спрятанные под ними.
«Чудо-шапочки». Подобным образом проводится работа с шапочками. Это развивает зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в собственном теле. Необходимо в определённой последовательности, указанной на карточке, раскладывать шапочки друг за другом, либо надевать на обозначенные пальцы, выполняя упражнения, спрятанные под ними.
8. «Дыхательно-артикуляционная гимнастика». Способствует развитию правильного речевого дыхания и артикуляционных навыков.
9. «МЕМО артикуляционная гимнастика». Помимо основной цели укрепления артикуляционной моторики, способствует развитию зрительной памяти. Необходимо переворачивать карточки, запоминая их расположение, пока не совпадут две одинаковые, по которым нужно будет выполнить упражнение.
10. «Артикуляционная гимнастика по изучаемым темам» (домашние животные, мебель). Способствует активизации словаря, ориентировке в пространстве, развитию мелкой моторики.
11. «Помоги роботу». Ребёнок развивает зрительно-моторную координацию, скорость реакции, зрительное внимание. Интерактивный робот едет по заданной траектории, необходимо выполнять упражнение, пока он не доедет до следующего и т.д.
12. «Вкусная артикуляционная гимнастика». Мотивирует детей на выполнение упражнений, формирует тактильные, вкусовые, сенсорные ощущения. Помимо сушек можно использовать виноград, соломку, хлопья-шарики из сухих завтраков. Но всё индивидуально и зависит от предпочтений и особенностей ребёнка. Данный вид артикуляционной гимнастики рекомендуется использовать родителям для занятий с ребёнком дома.
Выработанные общие упражнения являются фундаментом для постановки звуков. В дальнейшем из базовых упражнений будут отрабатываться более тонкие дифференцированные, которые необходимы для постановки конкретной группы звуков.
Параллельно развитию мышц артикуляционного аппарата, с помощью представленных форм проведения гимнастики мы мотивируем ребёнка, развиваем внимание, мелкую моторику, память, наблюдательность, восприятие, мышление.
Вывод можно сделать следующий, артикуляционная гимнастика представляет собой важный инструмент для развития правильного звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Сочетание упражнений, игровых методов и поддержки окружающих создает благоприятные условия для успешного обучения. Индивидуальный подход, систематичность и использование различных методик способствуют максимальному прогрессу. Важно также включить родителей и педагогов в этот процесс, чтобы обеспечить непрерывную поддержку и мотивацию.
В связи с этим невозможно переоценить значение артикуляционной гимнастики в становлении правильной, грамотной речи ребенка. Упражнения, преподносимые детям в новой нестандартной форме, становятся интересными, увлекательными, эмоциональными. Играя, ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает интереснее, быстрее, активнее, преодоление трудностей проходит легче.
- Воробьева Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2016. - 957 c.
2. . Применение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ. (Электронный ресурс) / Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionye-formy-provedenija-artikuljacionoi-gimnastki-s-detmi-s-ovz.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать многообразные дидактические игры....
«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/
В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...
Презентация" Виды работ по речевому развитию"
В презентации собран материал по проекту на тему:"Виды работ поречевому развитию"...
Перспективный план работы по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в группе среднего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Моделирование, как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.Что же такое моделирование? В чем особенность и значение моделирования? Сущность метода моделирования. Закономерности форм...
"Организация работы по речевому развитию с детьми раннего возраста"
методы работы по речевому развитию с детьми раннего возраста...
«Использование интеллект-карт в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Эффектив...