Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения.
консультация по логопедии
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов речи. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 153.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов речи. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенного положения губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех групп звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению! Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится!
«Учимся дышать правильно»
Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Особенностью речевого дыхания является то, что оно является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. В речевом дыхании выдох - самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха, последовательно идут фазы: вдох- остановка - выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются специфические дыхательный механизм и движения диафрагмы.
Во время устной речи диафрагма многократно производит тонко
дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечёткому произнесению звуков, их смешению. Для формирования правильного речевого выдоха у детей и коррекции нарушений звукопроизношения родителям нужно знать особенности участия воздушной струи при образовании разных звуков. Так, при образовании свистящих и шипящих звуков воздушная струя в ротовой полости должна проходить длительно и плавно по средней линии широкого языка. При произнесении сонорных звуков наряду с выработкой подвижности кончика языка необходима достаточно сильная воздушная струя. У детей, имеющих нецеленаправленный и слабый ротовой выдох, часто наблюдаются нарушение темпо- ритмической организации речи и различные нарушения звукопроизношения, поэтому с ними нужно обязательно проводить дыхательные упражнения. Специальные упражнения для формирования силы и длительности выдоха, учитель-логопед подбирает в зависимости от вида нарушений.
Развиваем пальчики —
стимулируем речевое развитие.
Рекомендуем для домашних занятий
следующие игры и упражнения:
❖ Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
❖ С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
❖ Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.
❖ Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
❖ Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
❖ Учите ребёнка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
❖ Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребёнка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
❖ И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной.
Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы
договаривая текст.
Развитие фонематического
слуха у детей
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
«Кто что услышит?»
Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должн отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «Кто это?»
Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребёнок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.
«Какой звук начинает слово?»
Вы бросаете ребёнку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный. Услышав слово и поймав мяч, ребёнок некоторое время будет думать, какой же звук первый. Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем чётко его произнесёт и вернёт вам мяч.
Речевые игры по дороге
в детский сад
Играть и заниматься с ребёнком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад.
Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в познавательную, развивающую, интересную игру как для Вас, так и для вашего ребёнка, которая поможет пробудить его речь и мысли.
Игра «Кто или что может это делать?»
(систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребёнок подбирает предметы к нему: идёт – кошка, снег, дождь и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…
Игра «Что на что похоже»
(развитие творческих способностей ребёнка)
Ребёнку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на… (что?)
Синий лёд похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса) Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюет – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?
Дождь, снег – что делают?
Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.
Что такое ЗРР
или, почему ребенок молчит?
Довольно часто, родители обращаются к логопеду, чтобы им объяснили: почему в медицинской карте у ребенка стоит ЗРР? Что это ЗРР? Как с этим бороться? Сначала разберемся, что такое ЗРР и определим его причины. ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет.
Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержку речевого развития (ЗРР) ставят детям до четырёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня. Родители правильно поступают, когда обращают внимание на речевые задержки у детей. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание).
Причинами задержки речевого развития может быть: Неврологические и сенсомоторные проблемы:
∙заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни); замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически;
∙нарушения слуха – речь формируется на основе услышанного, и если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
Социальные проблемы:
∙педагогическая запущенность – если с ребенком никто не разговаривает, недостаточность общения с ребенком;
∙гиперопека – родители угадывают все его желания, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
Игры в кругу семьи
для развития речи детей
Дорогие родители!
Развитие речи у ребёнка – процесс длительный и многогранный. Начинается он с первых дней появления малыша на свет, когда он знакомится с окружающим его миром.
Вопросом, как развить речь у ребёнка, подавляющее большинство родителей задаются уже после появления на свет своих крох.
Для формирования и развития речи необходимы три основных составляющих:
- эмоциональное общение с малышом для развития подражания
- сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие)
- двигательная активность (развитие общей и мелкой моторики).
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении, в творческих играх. Предлагаем Вам несколько таких игр.
«Чем закончилось?»: начните вместе с ребёнком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое Вы должны сделать именно сейчас. Вернувшись, попросите ребёнка рассказать Вам о том, что произошло дальше в мультфильме, и чем он закончился.
«Найди и назови»: ищем в комнате предметы, в которых есть «Сашина буква» (то есть буква С), мамина буква и так далее.
«Назови ласково»: цветок красный, а цветочек красненький и так далее.
«Найди по цвету»: называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.
«Скажи наоборот»: бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Как повысить
словарный запас у ребенка
Словарный запас ребенка: норма для каждого возраста
В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда.
❖ До года малышу допустимо выговаривать 4-5 слов (мама, папа, дай, на).
❖ К полутора годам словарный запас расширяется до десятка-двух слов.
❖ Двухлетний малыш должен оперировать примерно полусотней слов. Разумеется, выговаривает он их искаженно, но сам факт знания этих слов говорит о том, что в «базе данных» они уже есть!
❖ Три года – от 250 до 750 слов.
❖ Четыре года – около полутора-двух тысяч слов.
❖ К шести годам (к первому классу) ребенок должен владеть тремя-четырьмя тысячами слов.
❖ У взрослого человека словарный запас обычно составляет около ста тысяч слов.
Как увеличить словарный запас ребенка?
Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов. До того, как ребенок начнет уверенно читать (обычно это случается в 6-7 лет), устная речь – его единственный источник пополнения словарного запаса. Именно бытовое общение окружающих людей формирует тот набор слов, которые ребенок будет использовать в повседневности. Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов. Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т.д.). В общении с малышом старайтесь следить за тем, как и что вы говорите (возможно, результаты наблюдений за своей речью удивят вас самих!)
∙ Реже используйте односложные ответы, отрывистые фразы. Конечно, полностью без них не обойдешься, но если есть возможность использовать более сложные языковые конструкции – то не ленитесь это делать!
∙ С детьми можно и нужно говорить «сложно». У детей прекрасная память – не бойтесь нагружать ее новыми словами и понятиями! Даже когда вам кажется, что ребенок не поймет пояснений с использованием каких-то слов и терминов, то не спешите адаптироваться под «детский язык»! Либо говорите сразу «по-взрослому» (возможно, малыш из контекста поймет, что вы имели в виду, и заодно запомнит новое слово), либо поясняйте значение новых слов. На самом деле, не так уж сложно объяснить, к примеру, что такое «атмосфера» или «кровообращение» — а ребенок получит новые знания!
∙ Как можно раньше отказывайтесь от сюсюканья, «малышацко-бабушкиного» языка – особенно со звуковым искажением слов («ав-ав» вместо «собака», «посёл-посёл» вместо «пошёл-пошёл», и т. д.). На стадии, когда ребёнок изучает родной язык, ему крайне важно слышать и запоминать все слова правильно!
∙ Старайтесь говорить красиво. Подбирайте в устной речи разнообразные синонимы, используйте разные прилагательные и метафоры. Лучше найти более точное определение для чего-либо, чем использовать обобщающий «штамп» (например, вместо «красивая картинка» — «загадочный ночной пейзаж с луной, которая серебрит волны темного моря»).
Совет логопеда - мотивируйте ребенка говорить, причем не односложно, а повествовательно. Просите его пересказать сюжет книжки или какой-то жизненный случай, описать увиденный предмет, пейзаж или человека, и т.д.
Рекомендации логопеда на лето
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребёнок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребёнок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т. д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребёнок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закреплённые. Логопеду и ребёнку приходится начинать всё сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...
Консультация «Артикуляционная гимнастика -основа правильного произношения»
Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягког...
Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»
Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»...
Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения
Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Представлены упражнения для проведения артикуляционной гимнастики. Даны рекомендации для родителей....
Артикуляционная гимнастика-основа правильного произношения (мастер-класс)
Познакомить молодых педагогов как правильно проводить с детьми артикуляционную гимнастику...
Презентация к мастер - классу для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"
В презентации представлены основные артикуляционные упражнения, а так же даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома....
Консультация для родителей «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ»
Консультация для родителей «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ»...