Применение методов нейрокоррекции при работе учителя-логопеда в детском саду
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Применение методов нейрокоррекции при работе учителя-логопеда в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_neyrokorektsii.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методов нейрокоррекции при работе учителя-логопеда в детском саду
В массовых детских садах с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. К данной категории относят детей с ТНР, РАС, ЗПР и др. Наш детский сад не имеет в своей структуре групп компенсирующей направленности, поэтому учителю-логопеду в условиях логопункта необходимо выстраивать свою работу, чтобы максимально эффективно компенсировать нарушения. Сочетание традиционных методов коррекционной работы с применением нейроупражнений позволяет существенно повысить мотивацию детей и эффективно решать задачи речевого развития дошкольников.
Речь является высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения человека. Она тесно связана с другими психическими функциями и является показателем их развития. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями, даже общее недоразвитие речи в чистом виде встречается не так часто. К нам чаще всего попадают дети с органическими нарушениями, которые отягощены сопутствующими неврологическими диагнозами.
У данной категории детей наряду с речевыми нарушениями есть проблемы в моторной сфере, с координацией движений. А также, с высшими психическими функциями, такими как память, внимание, мышление, восприятие. Такие дети моторно неловки, им тяжело осознать и выполнить сложные многоступенчатые инструкции. Логопедические занятия для таких детей, это тяжелый труд.
Использование нейропсихологических игр и упражнений является эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой, и является здоровьесберегающей игровой технологией.
Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов через движение. Большое значение в этом процессе уделяется играм на формирование межполушарных связей. Ведь у детей с нарушением межполушарного взаимодействия главным признаком является нарушение речи.
Нейропсихологические игры и упражнения можно разделить на несколько категорий, в зависимости от проблемы на решение которой они направлены. Рассмотрим некоторые их них.
Развитие общей моторики, координации и ориентировки в пространстве
Нейропсихологические упражнения для общей моторики включают в себя двигательную коррекцию, которая позволяет наверстать упущенное в двигательном развитии ребенка, разделить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи.
Цель этих упражнений:
- наверстать, упущенное в двигательном развитии ребенка;
- разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы;
- сформировать недостающие нейронные связи;
- позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться;
- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия
- снимают синкинезий и мышечные зажимы;
- развитие «ощущения» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела);
- развивает моторную координацию, внутреннюю речь и самоконтроль.
Примеры упражнений:
1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Использование ОРТО пазл. Пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.
3. Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску, старается удержать равновесие.
4. Ребенок выполняет упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взявшись за левое ухо, а левой рукой – за правое плечо и т. д.
5. Ребенок, сначала стоя на доске, ощупывает мешочек, догадываясь, что внутри.
6. Ребенок, перекладывает мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
7. Ребенок подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;
8. Ребенок подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.
9. Ребенок бросает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу.
10. Ребенок бросает мешочек с отклонением влево/вправо, называет слово, по просьбе педагога возвращает мешочек и повторяет слово. Это же упражнение выполняется с мячом.
В этих упражнениях сначала используются мешочки одного веса, затем разного.
Развитие артикуляционной и мелкой моторики и укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Для развития моторики и укрепления мышц артикуляционного аппарата используется метод биоэнергопластики.
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.
И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.
Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.
Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы. Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей.
Примеры упражнений:
1. “Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
2. “Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
3. “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх - вниз.
4. Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
5. “Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
6. “Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед
7. “Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
8. “Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” “Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
9. “Горка” - согнутая ладонь опущена.
Коррекция ритмо-слоговой структуры.
Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.
Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, так как у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.
Ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.
Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие. Актуализируется неречевой слуховой гнозис, кинетический фактор, регуляция и контроль, развиваем навык работы по показу и по словесной инструкции, навык моторного планирования (смены моторных программ).
Примеры упражнений:
1. Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2 — 2 — 3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами):
2. Ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой рукой, «3» — одновременно двумя руками);
В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: ма-ма («2»), гла-дит («2»), ру-баш-ку («3»).
3. Ребенку предлагается прослушать слова и нарисовать ритм вертикальными черточками, например // // ///.
4. «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом, педагог отбивает какую- то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе).
Коррекция звукопроизношения при помощи моторных программ
Цель автоматизации звуков в движении - использование ребенком поставленного звука в бытовых условиях, а именно доведение звука до автоматизма в свободной речи, уход от «кабинетной речи». Моторная программа строится по принципу «от простого к сложному» и принципу «системности». Мы переходим к автоматизации звука в движении только тогда, когда без дополнительной нагрузки и зрительной опоры ребенок может сделать артикуляционные упражнения или произнести звук легко.
Примеры упражнений:
1. Раскладываем на полу координационную лестницу. Задаем 2-3 движения и повторяем слоги. Например, ла-ло-лы. Затем последовательность слогов и движения меняем.
2. Раскладываем на полу изображения стоп и ладошек. Ребенку нужно в соответствии с картинкой прыгать, касаясь их. При этом произносить необходимые слоги.
3. Выкладываем визуально ритмический ряд марблз, ластиков и другого сортировочного материала на планке для ритмических рядов и переключения. Накладываем моторную программу: один цвет – ладонь, второй - указательный палец, третий - большой палец. Проговариваем слоги, слова.
4. Посадив ребенка напротив, взять в руки по 1 шарику су-джок и передавать его в ладони друг другу наперекрест при произнесении каждого слова. Например, для автоматизации звука / Л / в предложениях: «Лайка громко лает, малышей пугает».
Таким образом можно сделать вывод, что использование нейропсихологических методов и приемов помогают специалистам внести разнообразие в работу, сделать коррекционные занятия для ребенка значительно интереснее, увлекательнее, повысив тем самым результативность работы.
Список источников и литературы:
1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)
3. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.
4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»
В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...
«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»
В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...
«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»
В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...
Нейрокоррекция в работе учителя-логопеда
В этой презентации,я хочу поделиться, опытом использования элементов нейропсихологической технологии, которые я включаю в структуру подгрупповых и индивидуальных занятий.Нейропсихологи утверждают, что...
Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...
Работа учителя-логопеда в речевом детском саду
Презентация даёт возможность рассказать родителям на собрании о работе учителя-логопеда в речевом детском саду....
Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях детского сада
Консультация для родителей...