Социализационные возможности коррекционной науки в дошкольном образовании
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx12.93 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ НАУКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

 

Состояние социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили общественность, ученых и педагогических работников перед поиском новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности в социуме. Особую группу нуждающихся в социальной помощи составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет. Современное общество стремительно меняет свой социальный облик.  Основным источником современного прогресса выступает не только взаимодействие человека и природы, но и внутреннее развитие личности,  ее возможности самосовершенствования, усвоения и воспроизведения знаний, способность изменять окружающий мир и окружающее ее общество. Современный социум достаточно сложный организм, в котором от деятельности каждой личности зависит эффективность его жизнедеятельности в целом. В мире ежесекундно рождаются люди, которые еще не знакомы с правилами, нормами и законами, окружающего их общества, и чтобы они стали активными участниками и самостоятельными членами этого общества, их нужно всему обучить. Социализация подразумевает развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Формирование социализации может происходить стихийно, относительно направляемо или целенаправленно под действием условий жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые знания, умения и навыки, позволяющие адаптироваться для жизни в обществе. Доминирующей стороной развития личности является социальный опыт, который усваивается на протяжении всей жизни. При этом наиболее важным является усвоение его в детском возрасте. В процессе усвоения социального опыта происходит приобретение как знаний и умений, так и развитие способностей, формирование личности.                                                                         Процесс социализации базируется на формировании психических функций и начальный формах социального поведения, развитие его происходит через систему обучения и воспитания, становление коммуникаций, в общении и совместной деятельности индивида. Жизнь человека сложный процесс и не всегда условия, в которых происходит развитие индивида, являются оптимальными. Порой на развитие ребенка влияют различные вредоносные факторы, нарушающие его онтогенез, и с незапамятных времен в мире появлялись «особенные» дети, которые отличались от окружающих – дети с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом в России увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть с особыми потребностями жизнедеятельности и обучения. Согласно Федеральной службе статистики, на 1апреля 2013 года в России насчитывалось 573 тысячи детей-инвалидов, в январе 2014 года их количество увеличилось до 582 тысячи, а на 1 января 2015 года уже составляло 590 тысяч. Около 90 тысяч составляют дети, имеющие нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [1].         Основные черты развития каждой личности, учитывая одинаковые условия обучения и воспитания, зависят как от природных задатков, так и в большей степени от собственных усилий личности, работоспособности и затраченной энергии в различных видах деятельности. Этим во многих случаях объясняются различия в процессе социализации подрастающего поколения, в том числе и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают одинаковые воспитательные воздействия. В последнее время наблюдается тревожная ситуация, усиливается рост заболеваемости детей по всем классам болезней. Здоровье и развитие детей относится к числу важнейших характеристик, определяющих как положение детей в обществе, так и состояние здоровья всего общества в целом. Поэтому уровень здоровья детей, обеспечение условий их успешной социализации и адаптации в обществе, создание равных стартовых возможностей для всех возрастных категорий детского населения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, определены в качестве наиболее важных, актуальных иприоритетных направлениях развития Российской образовательной системы. Известно, что в современном обществе человеку с ограниченными возможностями здоровья в силу ряда объективных и субъективных причин изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.                                                                                         Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, и затрудняющие детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания. Поэтому общество должно создать все необходимые условия для формирования и постоянного проявления социальной активности ребенка с особыми потребностями. Успешность процесса социализации и эффективность медико-социальных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом зависят от активного внедрения медико-социальных практик, направленных на предупреждение инвалидности, своевременного прогнозирования развития вторичных нарушений, более полного использования реабилитационного потенциала и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум [2]. Социальная политика современной России, ориентированная на детей с ОВЗ, основывается на медицинской модели инвалидности, которая рассматривается их статус как недуг, заболевание или патологию. Такая модель вольно или невольно обособляет ребенка с ОВЗ от «нормального» детского общества, стимулирует осознание ребенком своего неравенства по сравнению с другими детьми, снижает осознание собственной социальной значимости, ослабляет его социальную позицию, что приводит к замедлению процесса социализации у ребенка с особыми потребностями. Инвалидность,  ограниченные  возможности здоровья  не  относятся  к  разряду  чисто  медицинских  явлений и  должны рассматриваться в контексте  социокультурного  окружения  человека.  Социальные,  социально-медицинские,  экономические,  психологические  факторы оказывают  значительное  влияние  на  понимания  этой  проблемы.  ВОЗ  данную  проблему  анализирует  следующим  образом:  «Структурные  нарушения,  которые  ярко  выраженные  или  распознаваемые  медицинской  диагностической  аппаратурой,  могут  привести  к  утрате  или  несовершенству  навыков,  необходимых  для  некоторых  видов  деятельности,  в  результате  чего  и  формируются  «ограниченные  возможности»  [2].                                                                          Совокупность  этих  факторов  при  соответствующих  условиях  будет  способствовать  развитию социальной  дезадаптации,  неуспешной  или  замедленной  социализации. В процессе становления индивида задействована единая система социокультурных и биологических факторов. Нарушенное развитие формирует первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, вызывает вторичные изменения, развивающиеся на возникшей патологической основе. Доказано, что чем позднее развиваются вторичные симптомы, тем успешнее будет проходить их коррекция. Основными факторами, влияющими на развитие ребенка с ОВЗ, являются тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды. Ограничение возможности здоровья у детей часто обусловливается минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, длительной социальной депривацией. Для этого состояния характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что сопровождается нарушениями памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Снижение познавательной активности и недоразвитие речи проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем, практических навыков, недостаточности фонетико-фонематического восприятия и слухоречевой памяти. Слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, или вялость и апатичность у детей с ОВЗ являются следствием нарушений в эмоционально-волевой сфере и поведении [3].

Многие  дети с ОВЗ  оказываются  неподготовленными  к вступлению  во  взрослую  жизнь  и  неспособными  преодолеть  возникающие с этим трудности.  Хотя  доказано,  что  любой  человек,  имеющий  дефект  развития,  при  создании  специальных  условий  может  стать  полноценной  личностью,  освоить профессию, обеспечить  себя  материально,  развиваться  духовно  и  приносить пользу  обществу.  Но  при всем этом обнаружить  и  развить  свои  способности  и  дарования  детям  с  ОВЗ  мешает  неравенство  возможностей и для  того  чтобы  обеспечить  процесс  социализации  детей  с  ОВЗ  необходимо  проводить их  грамотную  социальную  реабилитацию. Социальная  реабилитация  включает  комплекс  мер,  направленных  на  восстановление  человека  в  утраченных  правах,  социальном  статусе,  здоровье и  дееспособности.  Основой  социальной  реабилитации  является  развитие  в  личности способности  к  самостоятельной  жизнедеятельности,  к  адаптации  отрицательным  влияниям окружающей среды,  активизация  его  социального потенциала.  В отношении детей с ОВЗ  социальная  реабилитация  должна  быть  направлена  как  на самих  детей  с  ОВЗ,  так  и  на  их  окружение. Основным итогом социальной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов является формирование навыков, которые  позволят  ему  вести  полноценную  жизнь, развивать и сохранять психологическое и психическое здоровье, быть коммуникабельным, способным  при  всевозможных  отклонениях получить  образование, освоить трудовые и профессиональные навыки, обрести чувство социальной  значимости  в  социальной  среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».

Данный семинар обозначил значимость внедрения и использования информационных технологий в ДОУ, овладение педагогами новыми для них формами работы.   Использование ИКТ (информационно-коммуник...

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадле...

Презентация на тему "Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, реализуя требования ФГОС ДО, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также...

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

«Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребёнка в учреждении дошкольного образования»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с ФГОС ДО...

«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».

                    Человек образованный — тот,                        кто зн...

Презентация «Использование возможностей компьютерных технологий в дошкольном образовании»

laquo;Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи (американский педагог)...