Социализационные возможности коррекционной науки в дошкольном образовании
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 12.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ НАУКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Состояние социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили общественность, ученых и педагогических работников перед поиском новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности в социуме. Особую группу нуждающихся в социальной помощи составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет. Современное общество стремительно меняет свой социальный облик. Основным источником современного прогресса выступает не только взаимодействие человека и природы, но и внутреннее развитие личности, ее возможности самосовершенствования, усвоения и воспроизведения знаний, способность изменять окружающий мир и окружающее ее общество. Современный социум достаточно сложный организм, в котором от деятельности каждой личности зависит эффективность его жизнедеятельности в целом. В мире ежесекундно рождаются люди, которые еще не знакомы с правилами, нормами и законами, окружающего их общества, и чтобы они стали активными участниками и самостоятельными членами этого общества, их нужно всему обучить. Социализация подразумевает развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Формирование социализации может происходить стихийно, относительно направляемо или целенаправленно под действием условий жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые знания, умения и навыки, позволяющие адаптироваться для жизни в обществе. Доминирующей стороной развития личности является социальный опыт, который усваивается на протяжении всей жизни. При этом наиболее важным является усвоение его в детском возрасте. В процессе усвоения социального опыта происходит приобретение как знаний и умений, так и развитие способностей, формирование личности. Процесс социализации базируется на формировании психических функций и начальный формах социального поведения, развитие его происходит через систему обучения и воспитания, становление коммуникаций, в общении и совместной деятельности индивида. Жизнь человека сложный процесс и не всегда условия, в которых происходит развитие индивида, являются оптимальными. Порой на развитие ребенка влияют различные вредоносные факторы, нарушающие его онтогенез, и с незапамятных времен в мире появлялись «особенные» дети, которые отличались от окружающих – дети с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом в России увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть с особыми потребностями жизнедеятельности и обучения. Согласно Федеральной службе статистики, на 1апреля 2013 года в России насчитывалось 573 тысячи детей-инвалидов, в январе 2014 года их количество увеличилось до 582 тысячи, а на 1 января 2015 года уже составляло 590 тысяч. Около 90 тысяч составляют дети, имеющие нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [1]. Основные черты развития каждой личности, учитывая одинаковые условия обучения и воспитания, зависят как от природных задатков, так и в большей степени от собственных усилий личности, работоспособности и затраченной энергии в различных видах деятельности. Этим во многих случаях объясняются различия в процессе социализации подрастающего поколения, в том числе и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают одинаковые воспитательные воздействия. В последнее время наблюдается тревожная ситуация, усиливается рост заболеваемости детей по всем классам болезней. Здоровье и развитие детей относится к числу важнейших характеристик, определяющих как положение детей в обществе, так и состояние здоровья всего общества в целом. Поэтому уровень здоровья детей, обеспечение условий их успешной социализации и адаптации в обществе, создание равных стартовых возможностей для всех возрастных категорий детского населения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, определены в качестве наиболее важных, актуальных иприоритетных направлениях развития Российской образовательной системы. Известно, что в современном обществе человеку с ограниченными возможностями здоровья в силу ряда объективных и субъективных причин изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, и затрудняющие детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания. Поэтому общество должно создать все необходимые условия для формирования и постоянного проявления социальной активности ребенка с особыми потребностями. Успешность процесса социализации и эффективность медико-социальных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом зависят от активного внедрения медико-социальных практик, направленных на предупреждение инвалидности, своевременного прогнозирования развития вторичных нарушений, более полного использования реабилитационного потенциала и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум [2]. Социальная политика современной России, ориентированная на детей с ОВЗ, основывается на медицинской модели инвалидности, которая рассматривается их статус как недуг, заболевание или патологию. Такая модель вольно или невольно обособляет ребенка с ОВЗ от «нормального» детского общества, стимулирует осознание ребенком своего неравенства по сравнению с другими детьми, снижает осознание собственной социальной значимости, ослабляет его социальную позицию, что приводит к замедлению процесса социализации у ребенка с особыми потребностями. Инвалидность, ограниченные возможности здоровья не относятся к разряду чисто медицинских явлений и должны рассматриваться в контексте социокультурного окружения человека. Социальные, социально-медицинские, экономические, психологические факторы оказывают значительное влияние на понимания этой проблемы. ВОЗ данную проблему анализирует следующим образом: «Структурные нарушения, которые ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности» [2]. Совокупность этих факторов при соответствующих условиях будет способствовать развитию социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. В процессе становления индивида задействована единая система социокультурных и биологических факторов. Нарушенное развитие формирует первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, вызывает вторичные изменения, развивающиеся на возникшей патологической основе. Доказано, что чем позднее развиваются вторичные симптомы, тем успешнее будет проходить их коррекция. Основными факторами, влияющими на развитие ребенка с ОВЗ, являются тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды. Ограничение возможности здоровья у детей часто обусловливается минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, длительной социальной депривацией. Для этого состояния характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что сопровождается нарушениями памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Снижение познавательной активности и недоразвитие речи проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем, практических навыков, недостаточности фонетико-фонематического восприятия и слухоречевой памяти. Слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, или вялость и апатичность у детей с ОВЗ являются следствием нарушений в эмоционально-волевой сфере и поведении [3].
Многие дети с ОВЗ оказываются неподготовленными к вступлению во взрослую жизнь и неспособными преодолеть возникающие с этим трудности. Хотя доказано, что любой человек, имеющий дефект развития, при создании специальных условий может стать полноценной личностью, освоить профессию, обеспечить себя материально, развиваться духовно и приносить пользу обществу. Но при всем этом обнаружить и развить свои способности и дарования детям с ОВЗ мешает неравенство возможностей и для того чтобы обеспечить процесс социализации детей с ОВЗ необходимо проводить их грамотную социальную реабилитацию. Социальная реабилитация включает комплекс мер, направленных на восстановление человека в утраченных правах, социальном статусе, здоровье и дееспособности. Основой социальной реабилитации является развитие в личности способности к самостоятельной жизнедеятельности, к адаптации отрицательным влияниям окружающей среды, активизация его социального потенциала. В отношении детей с ОВЗ социальная реабилитация должна быть направлена как на самих детей с ОВЗ, так и на их окружение. Основным итогом социальной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов является формирование навыков, которые позволят ему вести полноценную жизнь, развивать и сохранять психологическое и психическое здоровье, быть коммуникабельным, способным при всевозможных отклонениях получить образование, освоить трудовые и профессиональные навыки, обрести чувство социальной значимости в социальной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».
Данный семинар обозначил значимость внедрения и использования информационных технологий в ДОУ, овладение педагогами новыми для них формами работы. Использование ИКТ (информационно-коммуник...
ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадле...
Презентация на тему "Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании"
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, реализуя требования ФГОС ДО, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также...
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
«Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребёнка в учреждении дошкольного образования»
Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с ФГОС ДО...
«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».
Человек образованный — тот, кто зн...
Презентация «Использование возможностей компьютерных технологий в дошкольном образовании»
laquo;Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи (американский педагог)...