Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Катерина Юрьевна Рыжкова

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире в познании окружающей действительности, содержательнее полноценнее отношения со  сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика для детей с логопедическими проблемами.

В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков, развития мышечной силы органов артикуляции и др.

Артикуляционная гимнастика- это комплекс специально подобранных упражнений для органов артикуляции, направленных на исправление недостатков произношения. Она является основой формирования речевых звуков, фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой

этиологии и патогенеза; включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика - залог успеха коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики учитывается сложность выполнения того или иного упражнения: сначала подобраны упражнения, развивающие подвижность артикуляционного аппарата, затем те, которые формируют базу для правильного произношения звуков. Потом в процессе артикуляционной гимнастики отрабатываются четкие

артикуляционные уклады. Последними используются упражнения направленные на переключаемость движений и согласованность в работе губ и языка.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно-это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Дети с большим интересом воспринимают и реализуют, предлагаемые им игровые ситуации. Это способствует расширению и накоплению словаря по теме; пробуждает детскую фантазию, творчество; позволяет разнообразить спектр передаваемых эмоций. Все вышеперечисленное, благотворно влияет на психическое развитие дошкольников.

Проводить артикуляционную гимнастику в группе нужно ежедневно. 2 раза в день по 5 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Консультация для педагогов«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....

«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои м...

«Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»

Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является пол...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....