Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств
консультация по логопедии

Татьяна Александровна Шорина

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.

Ход консультации

  1. Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений дошкольников.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Наш речевой аппарат — это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них мышцы, а процесс звукопроизношения — это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.

Что такое - артикуляционная гимнастика?

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников имеет несколько целей:

  • улучшение подвижности органов артикуляции;
  • увеличение объема и силы движений;
  • выработка навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

  • усилению кровообращения;
  • развитию гибкости органов речевого аппарата;
  • укреплению мышц лица.

  1. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за следующими показателями:

  • чистота выполнения движений (без сопутствующих движений);
  • плавность движений, темп, нормальный тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости);
  • объем движений;
  • умение удерживать движение определенное время;
  • переключаемость движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому;
  • точная координация движений языка и губ.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык.

Дело в том, что у взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь, контролируя свои действия.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы другие мышцы ребенка были расслаблены. Упражнения выполняются от простых к сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите дошкольника и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

  1. Заключение.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит учителю-логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада.

Литература

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
  3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 64 с.
  4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Консультация для педагогов«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....

«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....

Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....

Консультация для педагогов на тему “Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств”

Консультация для педагогов на тему “Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств&rdquo...