Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация для родителей ( законных пердставителей) детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_6.docx10.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не  смотря на их актуальность.

     Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок  для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

     Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, как подготовительный этап в обучении грамоте.

     Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).  

       Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и, рассчитанный на учебно-игровую форму работы, материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия.

     В его основу  работы логопеда положен многолетний опыт практической работы с дошкольниками, принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога  (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов.
  2. Трехсложные слова из открытых слогов.

            3.   Односложные слова.        

  1. Двухсложные слова с закрытым слогом.      
  2.  Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.              
  3. Двухсложные слова из закрытых слогов.              
  4. Трехсложные слова с закрытым слогом.          
  5. Трехсложные слова со стечением согласных.          
  6. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.              
  7.  Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.            
  8.  Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.          
  9.  Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.              
  10.  Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

  14. Многосложные  слова из открытых слогов.

                   

     Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников...

«Логопедические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».

Существует определенная зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенк...

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот ...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте  выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается  значение формирования  слоговой стр...