"Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у детей"
статья по логопедии (старшая группа)
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у детей
К основным диагностическим критериям гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) по современным классификациям МКБ-10 и DSM-IV (АПА, 1994) относятся следующие признаки.
• Несоответствующие нормальным возрастным характеристикам и свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях:
- Нарушения внимания;
- Гиперактивность и импульсивность.
- Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет.
- Симптомы постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.
- Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.
Невнимательность
- Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
- Обычно избегает выполнения, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, будто к нему «прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность
- Часто отвечает не задумываясь, не выслушав вопросы до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Исходя из того, что симптомы ГРДВ могут видоизменяться с возрастом и сохраняться на протяжении многих лет, а в некоторых случаях — в течение всей жизни, дополнительно к основным формам ГРДВ выделяется резидуальной (т.е. Не полностью прошедший) тип ГРДВ.
Диагноз ГРДВ ставит врач. Однако педагоги и психологи также должны быть хорошо знакомы с вышеприведенными диагностическими критериями ГРДВ, тем более что для подтверждения диагноза очень важно получить надежные сведения о поведении ребенка не только дома, но и в школе или дошкольном учреждении. С этой целью можно использовать специально разработанные опросники для родителей и учителей.
В практической работе специалисты чаще всего встречаются с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными ГРДВ. Однако помимо ГРДВ эти нарушения могут служить внешними признаками ряда других состояний. В связи с этим необходимо тщательно разграничивать ГРДВ и широкий круг состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся от ГРДВ по своим причинам и методам коррекции. Учитывать это тем более важно, что существует тенденция к необоснованно частой постановке диагноза ГРДВ и распространено заблуждение в том, что его диагностика не представляет собой значительных трудностей.
Дифференциальный диагноз ГРДВ проводится со следующими состояниями:
- индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;
- тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;
- резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации (церебрастенический синдром);
- астенический синдром при соматических заболеваниях;
- эндокринные заболевания (патология щитовидной железы);
- расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
- сенсоневральная тугоухость;
- эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противоэпилептической терапии);
- наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита — Мажениса, Беквита —- Видемана, фрагильной Х-хромосомы;
Психические расстройства: нарушения поведения; аффективные расстройства (настроения); умственная отсталость; аутизм; шизофрения.
Проявления гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей
Диагноз ГРДВ считается обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у ребенка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении детей, отмечаемые родителями или другими находящимися рядом с ребенком взрослыми людьми, даже если они и имеют некоторое сходство с ГРДВ, не могут считаться основанием для постановки данного диагноза и показанием для проведения специальных коррекционных мероприятий и лечения. В любых случаях разрешить сомнения приданы специалисты (врач и психолог), которые делают это на основании результатов целенаправленного обследования. Однако и в процессе работы специалистов с чрезмерно подвижными и невннимательными детьми существует риск гипердиагностики ГРДВ, поэтому им необходимо избегать:
— необоснованной постановки этого диагноза детям, характеристики поведения и когнитивного развития которых укладываются в возрастные нормативы (норма — всегда диапазон проявлений, причем для каждого возраста свой);
— ошибочной диагностики ГРДВ при совершенно иных патологических состояниях, которые могут сопровождаться гиперактивностью, импульсивностью и/или дефицитом внимания, но имеют другие причины и своеобразные симптомы, которые могут быть раскрыты не сразу, а также требуют специфических подходов к лечению.
ГРДВ проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с ГРДВ характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. В младшем возрасте окружающие ребенка взрослые в первую очередь отмечают его необычно высокую двигательную активность. Когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности. Именно в школьные годы чаще всего становятся очевидными нарушения внимания в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения, а также трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, нарушения поведения, проблемы по взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnoe_rasstroystvo_s_defitsitom_vnimaniya_u_detey.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у детей
К основным диагностическим критериям гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) по современным классификациям МКБ-10 и DSM-IV (АПА, 1994) относятся следующие признаки.
• Несоответствующие нормальным возрастным характеристикам и свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях:
- Нарушения внимания;
- Гиперактивность и импульсивность.
- Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет.
- Симптомы постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.
- Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.
Невнимательность
- Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
- Обычно избегает выполнения, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, будто к нему «прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность
- Часто отвечает не задумываясь, не выслушав вопросы до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Исходя из того, что симптомы ГРДВ могут видоизменяться с возрастом и сохраняться на протяжении многих лет, а в некоторых случаях — в течение всей жизни, дополнительно к основным формам ГРДВ выделяется резидуальной (т.е. Не полностью прошедший) тип ГРДВ.
Диагноз ГРДВ ставит врач. Однако педагоги и психологи также должны быть хорошо знакомы с вышеприведенными диагностическими критериями ГРДВ, тем более что для подтверждения диагноза очень важно получить надежные сведения о поведении ребенка не только дома, но и в школе или дошкольном учреждении. С этой целью можно использовать специально разработанные опросники для родителей и учителей.
В практической работе специалисты чаще всего встречаются с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными ГРДВ. Однако помимо ГРДВ эти нарушения могут служить внешними признаками ряда других состояний. В связи с этим необходимо тщательно разграничивать ГРДВ и широкий круг состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся от ГРДВ по своим причинам и методам коррекции. Учитывать это тем более важно, что существует тенденция к необоснованно частой постановке диагноза ГРДВ и распространено заблуждение в том, что его диагностика не представляет собой значительных трудностей.
Дифференциальный диагноз ГРДВ проводится со следующими состояниями:
- индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;
- тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;
- резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации (церебрастенический синдром);
- астенический синдром при соматических заболеваниях;
- эндокринные заболевания (патология щитовидной железы);
- расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
- сенсоневральная тугоухость;
- эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противоэпилептической терапии);
- наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита — Мажениса, Беквита —- Видемана, фрагильной Х-хромосомы;
Психические расстройства: нарушения поведения; аффективные расстройства (настроения); умственная отсталость; аутизм; шизофрения.
Проявления гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей
Диагноз ГРДВ считается обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у ребенка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении детей, отмечаемые родителями или другими находящимися рядом с ребенком взрослыми людьми, даже если они и имеют некоторое сходство с ГРДВ, не могут считаться основанием для постановки данного диагноза и показанием для проведения специальных коррекционных мероприятий и лечения. В любых случаях разрешить сомнения приданы специалисты (врач и психолог), которые делают это на основании результатов целенаправленного обследования. Однако и в процессе работы специалистов с чрезмерно подвижными и невннимательными детьми существует риск гипердиагностики ГРДВ, поэтому им необходимо избегать:
— необоснованной постановки этого диагноза детям, характеристики поведения и когнитивного развития которых укладываются в возрастные нормативы (норма — всегда диапазон проявлений, причем для каждого возраста свой);
— ошибочной диагностики ГРДВ при совершенно иных патологических состояниях, которые могут сопровождаться гиперактивностью, импульсивностью и/или дефицитом внимания, но имеют другие причины и своеобразные симптомы, которые могут быть раскрыты не сразу, а также требуют специфических подходов к лечению.
ГРДВ проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с ГРДВ характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. В младшем возрасте окружающие ребенка взрослые в первую очередь отмечают его необычно высокую двигательную активность. Когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности. Именно в школьные годы чаще всего становятся очевидными нарушения внимания в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения, а также трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, нарушения поведения, проблемы по взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь гиперактивному ребенку с дефицитом внимания?
статья на тему: "Как помочь гиперактивному ребенку с дефицитом внимания?"...
Синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста.
Синдром дефицита внимания чаще проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, при этом синдроме детям трудно контролировать свое поведение, концентрировать внимание....
Консультация для родителей «Если у вас гиперактивный ребёнок с дефицитом внимания»
Консультация для родителей «Если у вас гиперактивный ребёнок с дефицитом внимания»...
Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и другие «дефициты» . Как помочь детям?
Что такое «СДВ» и «СГДВ» ?Что отличает детей с СДВГ?Темпераментные малыши.Проблемы, с которыми сталкиваются родители....
Интеграция детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания в дошкольной группе детского сада
Интеграция детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания в дошкольной группе детского сада...
Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью.
Представлены причины возникновения гиперактивности, основные проявления гиперактивности, даны рекомендации педагогам....