Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Представлены причины возникновения гиперактивности, основные проявления гиперактивности, даны рекомендации педагогам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преодоление синдрома дефицита внимания
у детей с гиперактивностью
В настоящее время возрастает количество детей, испытывающих трудности в обучении, в усвоении материала, в связи с резким снижением показателей нервно-психического здоровья. И это не случайно. По данным отечественных педиатров, невропатологов на сегодняшний день перинатальная отягощённость в нашей стране резко увеличилась:
до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию.
Нормальное развитие отмечается лишь у 8%.
К моменту поступления в школу 28% детей имеют хронические заболевания,
45 % функциональные отклонения в физическом здоровье.
Проблема гиперактивных детей в последнее время приобретает всё большую актуальность. По данным специалистов не только в нашей стране, но и во всём мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребёнок гиперактивен, то трудность испытывает не только он сам, но и его окружение: сверстники, родители, педагоги.
Основные проявления гиперактивности:
- дефицит внимания
- двигательная расторможенность
- импульсивность
Дефицит внимания:
- непоследователен, ребёнку трудно долго удерживать внимание, часто отвлекается
- не слушает, когда к нему обращаются
- с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его
- испытывает трудности в организации
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий
- часто бывает забывчив
Двигательная расторможенность:
- постоянно ёрзает
- неспособен усидеть на месте
- проявляет признаки беспокойства, суетливости
- спит намного меньше, чем другие дети
- очень говорлив, чрезмерно болтлив.
- в двигательной сфере обнаруживаются нарушения координации, недостаточный мышечный контроль
Импульсивность:
- начинает отвечать, не дослушав вопроса
- неспособен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
- плохо сосредотачивает внимание
- не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабоуправляемо правилами
- при выполнении заданий ведёт себя по - разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет.
Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития, тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит и будущей учебной деятельности.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Причины возникновения гиперактивности.
- Генетические факторы
- Особенности строения и функционирования головного мозга.
- Родовые травмы
- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.
- Минимальная мозговая дисфункция (как следствие ранних локальных повреждений головного мозга)
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто встречаются в практике логопедической работы. Уже на самых первых занятиях такие дети с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, эмоционально неустойчивы.
Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, считая, что ребёнок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда ….», но в школьном возрасте проблемы будут лишь усугубляться трудностями в процессе обучения, поскольку могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении чтению и письму.
Ребёнку с СДВГ необходима своевременная комплексная помощь, которая должна включать: методы модификации поведения, психотерапию, медикаментозное лечение, психолого-логопедическую коррекцию.
Рекомендации педагогам
- Демонстрировать позитивное отношение к нему.
- Не проявлять раздражение, не говорить приказным тоном.
- Общаться эмоционально, так как монотонная речь быстро утомляет.
- Работать с гиперактивным ребёнком целесообразно в первой половине дня.
- Меньше замечаний – больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».
- Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
- Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины).
- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее
- Давать чёткие и конкретные инструкции
- Поощрять ребёнка сразу и не откладывать на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным, нет хладнокровия – нет преимущества!
- Вседозволенность и заискивание перед ребёнком недопустимы.
Требования к методике и организации логопедических занятий
- Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребёнка и проводиться по стереотипным правилам.
- Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе
- В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы.
- Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками.
- Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
- Использовать разнообразный наглядный материал, отдавать предпочтение игровым приёмам.
- Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
- Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
Использование данных рекомендаций позволит повысить эффективность и качество логопедической работы в комплексной коррекции преодоления СДВГ у детей.
Игры и упражнения для снятия двигательного напряжения
в процессе логопедического занятия
Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Поэтому важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку», задания, где нужно не только говорить, но и действовать.
Работая над звукопроизношением можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями:
- Расправив руки – «крылья», « летать на самолёте» по комнате – л-л-л;
- Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук:
СА (руки вперёд), СО (руки вверх), СУ (руки в стороны), СЫ (руки опустить).
- Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями туловища:
ША (наклон туловища вперёд), ШО (наклон туловища вправо), ШУ (наклон туловища влево), ШИ (наклон туловища назад).
- «Игра на пианино» - нажимать на клавиши поочерёдно всеми пальцами правой и левой руки и произносить ЗА – ЗЫ – ЗО – ЗУ – ЗЭ
- Игры с перебрасыванием друг другу мяча («скажи ласково», «скажи наоборот»)
- «Шаги»: сделать шаг вперёд при успешном выполнении задания (повторить слово, правильно произнося нужный звук), при ошибочном ответе – шаг назад.
- «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение.
Каждому шагу должно соответствовать одно слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ОНР
В помощь воспитателям групп компенсирующей направленности...
Способы преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников с тяжелым нарушением речи
Синдром дифицита внимания и геперактивности очень распространен у дошкольников. Его изучением занимаются разные специалисты разных областей. В логопедических группах в существующих условиях возникает ...
Клинические проявления синдрома дефицита внимания у детей
Клинические проявления синдрома дефицита внимания у детей. Интерпретация результатов...
Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...
Статья "Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с ТНР"
Статья "Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с ТНР" будет полезна родителям и специалистам....
Методическая разработка по теме: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» «Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра»
Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра...