Развитие речи детей посредством дидактических игр
материал по логопедии (старшая группа)
Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 243.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей посредством
дидактических игр»
«Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов, активизируется речь.
Игра «Распространи предложение»
Цель: развитие у ребенка умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Оборудование: можно использовать сюжетные картинки.
Ход игры. Ребенку предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» .
Игра «Пойми меня»
Цель игры: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Оборудование: предметные картинки, коробочка.
Ход игры. Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагогу. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игра: «Чьё все это?»
Цель игры: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.
Оборудование: картинки животных.
Ход игры. Взрослый показывает детям картинку с изображением животного и задает вопросы, на которые нужно ответить одним словом.
Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова?
Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
Игра: «Подбираем рифмы».
Цель игры: овладение умением образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Педагог читает ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:
Даю вам честное слово, вчера в половине шестого Я видел двух свинок без шляп и ботинок. Даю вам честное слово!
Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:
– Кого видел поэт? В каком виде они были?
– Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки,
рукавички и т.д.)
– Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных.
Я буду начинать, а ты продолжай.
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без ... (ботинок) и ... (чулок)
И щенков без ... (рукавичек)
Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этой игры на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.
Игра «Строим дорожку»
Цель игры: Развитие фонематического слуха.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова.
И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе взрослый уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/21/picture-488496-1671630582.jpg)
Развитие речи детей посредством дидактических игр
Консультация на тему "Развитие речи детей посредством дидактических игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/05/picture-795600-1465143396.jpg)
Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей посредством дидактических игр"
Сообщение из опыта работы, в котором вы узнаете, какие дидактические игры помогают обогащать и активизировать словарный запас, развивают фонематических слух воспитанников младшего (3-4г.) и старшего (...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-577545-1423846572.jpg)
«Развитие речи детей посредством дидактической игры».
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882541-1485194217.png)
Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры»
Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у дет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-935442-1499840530.jpg)
Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1043245-1552816127.jpg)
Памятка для родителей "Развитие речи детей посредством дидактических игр".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы Памятка для родителейна тему:"Развитие речи детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/11/picture-1255465-1591880049.jpg)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"
Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...