Главные вкладки
Развитие мелкой моторики ребенка
консультация по логопедии (старшая группа)
Рекомендации для родителей ( законных представителей) детей с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_3.docx | 12.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики ребенка
Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.
Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, активизируя речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.
Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.
Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".
- «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
- «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
- «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
- «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
- «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
- «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
- «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Развитие мелкой моторики ребенка"
1.Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?- Да - Затрудняюсь ответить...
Значение логоритмических упражнений и пальчиковых игр в развитии мелкой моторики ребенка от 1 года до 3 лет
Обучение и выполнение упражнений на основе образов – наиболее верный путь в физическом развитии ребенка раннего образа. В основе данной методики – изображение или подражание двигательной...
«Развитие мелкой моторики ребенка»
Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики ребенка»Как часто мы слышим фразу «мелкая моторика»? Что же это такое- мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение м...
Важность развития мелкой моторики ребенка. Пальчиковая гимнастика.
В данном материале описано значение развития мелкой моторики. Так же приведены несколько простых, но интересных упражнений, которые можно выучить и проигрывать с ребенком дома, в дороге, или на отдыхе...
Консультация для родителей на тему: "Значение развития мелкой моторики ребенка на состояние его речи".
Материал может быть полезен для родителей детей дошкольного возраста и педагогов ДОУ....
"Развитие мелкой моторики ребенка"
Консультация для родителей...
«Развитие мелкой моторики ребенка как фактор успешного речевого развития»
Папка передвижка для родителей о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи....