ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
методическая разработка по логопедии

Ватутина Анастасия Анатольевна

Использование многофункционального пособия "ПРОФИСТОЛ", который создаёт максимально разнообразную гамму впечатлений о мире профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vatutina_profistol.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в наш современный мир. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, поэтому необходимо как можно интереснее преподнести информацию о разнообразии в мире профессий. Детское воображение и творчество может делать настоящие чудеса в мире маленького ребёнка.           Выбор специальности – ответственный шаг в жизни любого человека и весьма непростой, и порой долгий мотивационный процесс. Особенно это не просто для людей с ограниченными возможностями здоровья.

От продуманного выбора специальности во многом зависит дальнейшая судьба. Выбрать профессию, которая будет интересна – значит найти свое место в жизни. Осмысленно сделанный выбор – это начало пути к становлению, к самореализации, к психологическому и материальному благосостоянию в будущем. С младшего дошкольного возраста начинаем знакомить детей с различными представлениями о некоторых видах трудовой деятельности. С каждым годом расширяя и систематизируя представления детей о мире профессий. Детям, имеющим речевые нарушения, так же необходимо развивать раннюю профориентацию, которая может быть осуществлена в логопедической практике совместно с современными методами и технологиями. Поэтому назрела необходимость в образовательном процессе использовать инновационные технологии с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

Знакомство со специальностями в рамках дошкольного учреждения представляется первой ступенью профориентации ребёнка и последующей эффективной социализации его в обществе. Дошкольный возраст рассматривается как наиболее благоприятный период для педагогического воздействия.

Профессиональная ориентация дошкольников - широкое поле деятельности для воспитателей и специалистов детского сада.

Целью работы  по  профориентации  является  расширение  познаний  о мире специальностей, формирование интереса к выполнению трудовых функций. Соответственно, чем нагляднее, разнообразнее и богаче будет информация для ребенка, тем легче ему будет сделать в будущем выбор.

Погрузиться в мир профессий, расширить общую осведомленность об окружающем мире, активизировать словарный запас детей, сформировать элементарный опыт профессиональных действий в условиях логопедического пункта возможно посредством проведения речевых игр и упражнений, организованных в рамках лексической темы «профессии».

Сложность работы по ознакомлению детей со специальностями заключается в том, что значительная часть трудовых функций недоступна для непосредственного наблюдения, вследствие чего остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому специфика работы учителя – логопеда по реализации задач профориентации должна базироваться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

В работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых используем методы и приемы:

словесные;

наглядные;

игровые.

Профориентационная работа основывается на проведении занятий с использованием многофункционального пособия «ПРОФИСТОЛ», которое создает максимально многообразную гамму впечатлений о мире профессий. Значимость этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает их заинтересовать и удержать внимание, разбудить интерес к содержанию образовательной деятельности и процессу обучения в целом. Применение представленного игрового пособия делает процесс усвоения учебного материала детьми увлекательным и повышаетэффективность        логопедической        работы. Идея перемещаться по цифрам  предельно проста,  по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети переходят к следующему заданию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников. В конце «профмаршрута», детей ждет сюрприз, что является эффективным методом коррекции поведения , это столь важно в работе с детьми с ОВЗ. Использование сюрпризных моментов на занятии очень значимо для специалиста. «Сюрприз» в переводе с французского означает «неожиданность», «новость», то есть сюрпризный момент -  это появление чего-то нового, неожиданного.

Дошкольники с нарушением речи часто отличаются замедленным включением в новый вид деятельности или переключением на другой. Логопеды часто ломают голову, как же увлечь ребёнка новой деятельностью.

Сюрпризы - это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей много эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста.

Перед занятием специалист проговаривает основные правила и нормы поведения детей на занятии, говорит о дисциплине, о сосредоточенность внимания и ее концентрации, прилежности, о  правильности выполния  заданий, о демонстрировании социально приемлемого поведения ,  о терпимости друг к другу. Учиться взаимодействовать, уступать, уметь выслушать сверстника и взрослого.  В виде вознаграждения используем сладости или монеты.  Чтобы вознаграждение оставалось эффективным методом коррекции поведения, следуем несложным правилам при его вручении, проявляем истинную радость при контакте с детьми на уровне глаз.

Многофункциональность, четкость в последовательности пособия выражается в многообразии дидактического материала, которое можно применять в соответствии с поставленной целью.

Работа с данным пособием позволяет классифицировать и систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях.

Цель данного пособия: при помощи наглядных средств содействовать повышению эффективности логопедического воздействия, сформировать устойчивый интерес к образовательной деятельности, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями, развитие навыков коммуникации и взаимодействия. Данное пособие может быть использовано для разных возрастных категорий (от 4 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно (в паре), подгруппой. Задачи, решаемые при использовании данного пособия:

расширение  и  обогащение  словарного  запаса  по  лексической  теме

«Профессии», развитие навыков связной речи;

развитие и совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков в речи;

развитие визуального гнозиса, психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, формирование мелкой моторики.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Применение «ПРОФИСТОЛа» делает коррекционный процесс интересным и эффективным. К нему создано достаточное количество игр и игровых упражнений, пособие представляет собой стол и состоит:

Первая область «ПРОФИСТОЛа» - игра  «Узнай профессию и лишний предмет».

Цель: Расширять знания детей о профессиях. Задачи: Формировать представления о профессии на основе ознакомления с конкретными предметами труда. Развивать навык рассматривать предметы, выделяя особенности их использования в труде, связывая их качества и свойства с назначением. Воспитывать познавательный интерес к профессии взрослых.

Описание игры: Предложить детям узнать профессию людей по предметам, расположенных на картинке и найти лишний, не относящийся к данной профессии.

Вторая область «ПРОФИСТОЛа» - игра «Определи по предметам профессию».

Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.

Третья область «ПРОФИСТОЛа» - игра «Разрезные картинки».

 Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Сформировать знания детей о работе и функциях специальных служб.

Четвертая область «ПРОФИСТОЛа» - упражнение «Что перепутано?»;

Цель игры: Обогатить и закрепить словарный запас, развить внимание и логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.  Ход игры: определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.

Заключительная область «ПРОФИСТОЛа»- «Сюрпризный момент».

Пособие «ПРОФИСТОЛ»  способствует  системно- деятельному подходу, общедоступно и безопасно, помогает работать над формированием всех сторон речи, активизируя закрепление правильного звукопроизношения и формирования связной речи.

Игры и упражнения для детей способствуют не только устранению речевых нарушений, но и формированию внимания, памяти, увеличивают работоспособность, активизируют мыслительные операции. «ПРОФИСТОЛ» можно использовать воспитателями на занятиях по развитию речи. Данный факт очень важен, потому что учитель – логопед может рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе демонстрационного материала при взаимодействии с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения.

Следовательно, благодаря использованию в коррекционной работе многофункциональных пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, складывается положительное отношение к обучению.

Игры с данным пособием легко совершенствовать, дополнять, находить новые варианты, используя на свой творческий потенциал и фантазию.

 «Литература»

1. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. – «ТЦ Сфера», 2014. – С. 38.

 2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

 3. Климова Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

4. Комарова Т.С., Куцакова Л.С., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 68 с. 84

5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Изд-во «Николаев», 2014. – С. 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа

Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа...

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...