ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
методическая разработка по логопедии

Трофимова Ольга  Викторовна

материал для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Выбор специальности – ответственный шаг в жизни любого человека и весьма непростой, и порой долгий мотивационный процесс. Особенно это не просто для людей с ограниченными возможностями здоровья. От продуманного выбора специальности во многом зависит дальнейшая судьба. Выбрать профессию, которая будет интересна – значит найти свое место в жизни. Осмысленно сделанный выбор – это начало пути к становлению, к самореализации, к психологическому и материальному благосостоянию в будущем.

Знакомство со специальностями в рамках дошкольного учреждения представляется первой ступенью профориентации ребёнка и последующей эффективной социализации его в обществе. Дошкольный возраст рассматривается как наиболее благоприятный период для педагогического воздействия.

Профессиональная ориентация дошкольников - широкое поле деятельности для воспитателей и специалистов детского сада.

Целью работы по профориентации является расширение познаний о мире специальностей, формирование интереса к выполнению трудовых функций. Соответственно, чем нагляднее, разнообразнее и богаче будет информация для ребенка, тем легче ему будет сделать в будущем выбор.

Погрузиться в мир профессий, расширить общую осведомленность об окружающем мире, активизировать словарный запас детей, сформировать элементарный опыт профессиональных действий в условиях логопедического пункта возможно посредством проведения речевых игр и упражнений, организованных в рамках лексической темы «Мир профессий».

Сложность работы по ознакомлению детей со специальностями заключается в том, что значительная часть трудовых функций недоступна для непосредственного наблюдения, вследствие чего остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому специфика работы учителя – логопеда по реализации задач профориентации должна базироваться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

В работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых использую методы и приемы:

 словесные; наглядные;  игровые.

Профориентационная работа основывается на проведении занятий с использованием многофункционального пособия «ПРОФИКУБ», которое создает максимально многообразную гамму впечатлений о мире профессий.

 Значимость этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает их заинтересовать и удержать внимание, разбудить интерес к содержанию образовательной деятельности и процессу обучения в целом. Применение представленного игрового пособия делает процесс усвоения учебного материала детьми увлекательным и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в многообразии дидактического материала, которое можно применять в соответствии с поставленной целью. Работа с данным пособием позволяет классифицировать и систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях. Цель данного пособия: при помощи наглядных средств содействовать повышению эффективности логопедического воздействия, сформировать устойчивый интерес к образовательной деятельности, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями. Данное пособие может быть использовано для разных возрастных категорий (от 4 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно (в паре). Задачи, решаемые при использовании данного пособия:  расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Профессии», развитие навыков связной речи;  развитие и совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков в речи;  развитие визуального гнозиса, психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);  развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, формирование мелкой моторики. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Применение «ПРОФИКУБа» делает коррекционный процесс интересным и эффективным. К нему создано достаточное количество игр и игровых упражнений, пособие представляет собой квадрат и состоит:

Первая область «ПРОФИКУБа» - Круги Луллия - «Назови место работы».

Цель: формирование представлений детей о месте работы людей различных специальностей, их рабочего места.

Вторая область «ПРОФИКУБа» - игра «Какой профессии это нужно?» - ламинированные иллюстрации на липучки

Цель: расширение знаний детей о предметах, профессиональном оборудовании, которое используется в работе.

Третья область «ПРОФИКУБа» - игра «Четвертый лишний».

 Цель: совершенствование внимания, логического мышления. Задание для ребенка: назвать лишний предмет и пояснить свой выбор.

Четвертая область «ПРОФИКУБа» - игра «Разрезные картинки».

Цель: формирование у детей представления о целостном изображении предмета, обучение сбору картинки.

Пятая область «ПРОФИКУБа» - «Как называется это увлечение?».

Цель: совершенствование связной речи.

Шестая область «ПРОФИКУБа» - «Логопедическая мозаика»:

 Упражнение «Отгадай загадку и подбери ответ»;  Упражнение «Найди ошибку»;  Упражнение «Моделируем ситуацию». Пособие «ПРОФИКУБ» способствует системно-деятельному подходу, общедоступно и безопасно, помогает работать над формированием всех сторон речи, активизируя закрепление правильного звукопроизношения и формирования связной речи. Упражнения для детей способствуют не только устранению речевых нарушений, но и формированию внимания, памяти, увеличивают работоспособность, активизируют мыслительные операции. «ПРОФИКУБ» можно использовать воспитателями на занятиях по развитию речи. Данный факт очень важен, потому что учитель – логопед может рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе демонстрационного материала при взаимодействии с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения. Следовательно, благодаря использованию в коррекционной работе многофункциональных пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, складывается положительное отношение к обучению. Игры с данным пособием легко совершенствовать, дополнять, находить новые варианты, используя на свой творческий потенциал и фантазию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа

Практические рекомендации родителям,воспитывающим детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, по проведению логопедического самомассажа...

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...