Дисграфия.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Дисграфия и ее виды.
Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии у дошкольников. Специальные упражнения, игры и задания помогут избежать стойких ошибок в письме.
ДИСГРАФИЯ – ЧТО ЭТО?
Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:
замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
неправильное окончание слов;
слитное написание предлогов;
отсутствие отступов;
«зеркальное» письмо;
неразборчивый почерк и ряд других.
Пример:
Слово «предложение» ребенок, незнакомый с правилами грамматики, напишет «предлажение», а дисграфик – «бретлашение».
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:
зрительный анализ и синтез;
пространственное представление;
дифференциация звуков речи;
фонематический и слоговый анализ и синтез;
деление предложений на слова;
внимание;
память;
эмоционально-волевая сфера.
Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.
Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.
КАК УЗНАТЬ, ЕСТЬ ЛИ НАРУШЕНИЯ У РЕБЕНКА?
Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.
Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.
КОГДА НУЖНА ПРОФИЛАКТИКА?
Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.
Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:
дети с логопедическими проблемами;
дети с СДВГ;
дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.
В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:
в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.
ПРОФИЛАКТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ДИСГРАФИИ
Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.
В зависимости от преобладающей причины определяют вид дисграфии:
артикуляторно-акустическая;
акустическая;
аграмматическая;
на почве нарушений языкового анализа и синтеза;
оптическая.
Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет: «пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун. Он может писать слитно предлоги и неправильно менять окончания: «теплая одеяло», «отдвери». В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.
Оптическая дисграфия несколько отличается от других видов: это симптом недоразвития зрительно-пространственного анализа. Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы. Он может писать в зеркальном отражении. Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ. Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих ...
Профилактика оптической дисграфии дисграфии.
Методы профилактики оптической дисграфии....
Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...
Акустическая дисграфия и дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока у детей с нарушением речи
Акустическая дисграфия...
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...
Консультация для родителей "Дисграфия: определение, что важно знать, профилактика. Виды и помощь при определенном виде дисграфии".
Что такое дисграфия. Кратко о том, что в нашем организме все взаимосвязано. Профилактика дисграфии. Кратко о ее видах, симптомах и пример материала для исправления конкретного вида дисграф...
Презентация на тему "Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии".
Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии....