ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шульга Анастасия Вадимовна

Современные дошкольники должны обладать спектром знаний, применимых в реальной жизни.

Основы функциональной грамотности закладываются в дошкольном возрасте. 

Функциональная грамотность — это базовое образование личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Шульга Анастасия Вадимовна, учитель – логопед,                                                            МБОУ СОШ «Образовательный комплекс им. Владимира Храброго»,

г.о. Серпухов

     Современные дошкольники должны обладать спектром знаний, применимых в реальной жизни.

     Основы функциональной грамотности закладываются в дошкольном возрасте.

     Функциональная грамотность — это базовое образование личности. Современный дошкольник должен обладать:

     - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

     - возможностью решать учебные и жизненные задачи;

    - способностью строить социальные отношения;

    - совокупностью умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

    Существует много факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей. Основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

     Что же мешает формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности?

    Нарушения, недоразвитие психических процессов базы речи:

  • Неустойчивое внимание;
  • Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; развитие способности к переключению; способность к запоминанию;
  • Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, времени; слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;
  • Нарушения зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза; способности волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы.
  • Слабо развитое словесно-логическое мышление;
  • Низкая познавательная активность в области языковых явлений;
  • Нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.

     Именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.

     Вследствие этих нарушений у дошкольников возникают особые образовательные потребности. А именно:

    - в обучении различным формам коммуникации, особенно у детей с низким уровнем речевого развития;
    - в формировании социальной компетентности;
    - в развитии всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
    - в формировании навыков письма и чтения;
    - в развитии психологической базы речи;
   - в индивидуальном и дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков.

     Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с дошкольником, имеющим ОНР.

    Поэтому работа учителя-логопеда в ДОУ направлена на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью.  Педагогом составляет ряд упражнений на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

    Формировании функциональной грамотности, на логопедических занятиях, заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков,  в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности, на занятии и в общении с окружающими.

     В формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях используется:

  • дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации детей;
  • диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и педагогами ДОУ;
  • вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа.

    Перейдя в школу, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

    Если представить мозг в виде сосуда, то у детей с нарушениями, он с трещинами. Медицина и нейропсихология позволяют его починить, а логопедия, наполнить.

     Алгоритм компенсации речевых нарушений – это формирование обходных путей (методов), расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных, двигательных стимулов (тактильных, вкусовых, мимика, жесты, обоняние).

     Методы сенсорной интеграции.

Методы сенсорной интеграции – предполагает взаимодействие всех органов чувств. Он решает задачу развития интереса к обучению через сенсорные стимулы. Развитие тактильных ощущений, самомассаж ладоней, пальцев рук, стоп, вестибулярной системы.

     Для этого в работе учителя-логопеда используются: массажные шары, балансир, песочные игры, игры с пластилином.

     Метод нейростимуляции.

     Целью данного метода является активизация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия. Этот метод применяется при автоматизации звука в слогах, словах и обучении письму. Для этого в работе используется  пальцевый тренажёр, лабиринты, нейропрописи.

     Растяжки и релаксация

     Цель – формирование психофизической базы речи, посредством двигательной активности, в основе которой лежит принцип психофизического сопряжения. Ребенку предлагаются для выполнения упражнения: «Растяжка», «Штанга», «Загораем», «Олени», «Поза покоя», «Снеговик» и т.д.

    Кинезиологические упражнения.

     Целью является - формирование межполушарного взаимодействия. Этот вид упражнений способствует повышению стрессоустойчивости, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание детей. Облегчает процесс обучения чтению и письму. В работе используются упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Рисующий слон», «Массаж ушных раковин» и т.д.

     Биоэнергопластика.

     Цель – оптимизация психологической базы, улучшение моторных возможностей ребенка, по всем параметрам, коррекция звукопроизношения, фонематических процессов. Основной прием биоэнергопластики – это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата.

    Воздействуя обходным путем, компенсируя нарушения устной и письменной речи можно говорить о достижении эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях в ДОУ, что является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»

laquo;Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации.

      В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах де...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей....

Доклад из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»

Материал может быть использован воспитателями и родителями для работы с детьми дошкольного возраста ....

2023 год. Александрова Е. С. Презентация "Формирование функциональной грамотности у дошкольников"

Презентация "Формирование функциональной грамотности у дошкольников"....