Тренинг «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр»
материал по логопедии
Игры с пальчиками развивают ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр»
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр.
Задачи:
1. Дать представление об эффективных методах использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Обучить этапам разучивания пальчиковых игр.
3. Закрепить умения участников тренинга применять полученные знания в практике.
4. Создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений в группе.
Оборудование:
Цветные карандаши, массажные мячики, крупы, пуговицы, камешки Марблс, коробка с песком, шнуровки, прищепки.
Мастер-класс:
Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашем тренинге. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Развитие движений пальцев рук подготавливают почву для последующего формирования речи. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки.
Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к деятельности, а также эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые использую в работе с детьми:
Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками. Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста.
Перед тем, как проводить с детьми игры с «ежиками», необходимо познакомить их с названием частей ладони и пальцев. Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались.
Игры с мячиками. Для этого используем массажные гладкие и колючие мячики.
«Колючий еж»
Гладь мои ладошки, еж! | (катаем в ладошках) |
Ты колючий, ну и что ж?!? | (сжимаем и разжимаем) |
Я хочу тебя погладить! | (гладим мячик) |
Я хочу с тобой поладить! | (трогаем пальчиками колючки) |
Ручки, ручки просыпайтесь. | Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями. |
Пальчики, пальчики просыпайтесь. | Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. |
Головка, головка, просыпайся. | Катают мячик круговыми движениями по голове. |
Животик, животик, просыпайся. | Катают мячик круговыми движениями по животу. |
Ножки, ножки, просыпайтесь. | Катают мячик по правой, а затем по левой ноге. |
Игры с крышками от бутылок.
Пальчиковая игра «Башмачки»
Берём 2 пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
Игры с прищепками.
Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»:
Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).
На каждый ударный слог меняйте пальчик.
5– 4 –3 – 2
Наши уточки с утра
2 –3 – 4 – 5
Кря - кря – кря – кря!
Другая рука:
5 – 4– 3 – 2
Наши гуси у пруда
2 – 3 – 4 – 5
Га – га – га – га!
Очень интересно для детей мастерить шаблоны из картона солнышка, ежика, цветка, тигра, осьминога елочки и т.д. и «приделывать иголки» ежу, солнышку «лучики», тигру «усы» и т.п.
Игры с пуговицами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами.
Для игр можно взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Поднос должен иметь высокие края, желательно в виде бортиков.
• Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
• Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
• В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.
• В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.
Игры с лентами, нитками и катушками, шнурками.
Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на катушку.
Игры с камешками Марблс.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движения рук, мелкой моторики пальцев, зрительно- моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности. Выкладываем по контуру раскраски. Выкладываем рисунок по образцу, составляем рисунок сами, перебираем по цвету, определяем на ощупь, найди предмет, выкладывать звуки, слоги.
Игры с шестигранными карандашами (массаж).
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игры с кинетическим песком.
«Необыкновенные следы».
— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
— «Найди букву, игрушку» — ребенок находит в песке среди других заданную игрушку или букву.
Таким образом, систематическое использование игровых приемов пальчиковых игр с разными предметами, эффективно помогает развивать мелкую моторику и благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.
Буду рада, если данные игры вы будете использовать в своей работе. Благодарю Вас за внимание, мне было приятно с вами работать. Желаю всем творческих успехов.
Литература:
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Представленный материал будет интересен как молодым специалистам докшкольных учреждений, так и педагогам с большим стажем работы....
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....
Развитие речи посредством нетрадиционных форм и методов. Из опыта работы.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неяс...
Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр».
С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для форм...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования пальчикового театра»
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования пальчикового театра»...
Конспект занятия в группе раннего возраста по развитию речи посредством применения пальчиковых игр «Новогодняя красавица»
Автор: Карнаухова Серине Врежиковна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный окр...
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики...