Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр».
картотека по развитию речи (младшая группа)
С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности.
Нарушение речи может спровоцировать развитие у ребенка чувства неполноценности, неуверенности в себе. И здесь встает вопрос: а как можно помочь малышам справиться с этой проблемой? Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. И здесь на помощь приходят простые и веселые пальчиковые игры. Такие игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 935.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр».
Цель:
- Знакомство с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование.
Задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Материал:
Бумажные платочки, прищепки, пластмассовые крышечки, счетные палочки, бигуди, зубные щетки, карандаши, картотека пальчиковых игр (приложение 1).
Содержание:
С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности.
Нарушение речи может спровоцировать развитие у ребенка чувства неполноценности, неуверенности в себе. И здесь встает вопрос: а как можно помочь малышам справиться с этой проблемой? Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. И здесь на помощь приходят простые и веселые пальчиковые игры. Такие игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковые игры с мячиками:
Для этого используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой).
Игры с зубными щетками:
Дети берут в руку зубную щетку
Плывет зубная щетка,
Как по морю лодку.
Как по речке пароход,
По пальчикам она идет.
Игры с прищепками:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Игры с платочками:
Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребёнку поочерёдно.
Я проглот - бегемот
У меня большой живот
Мой платок он скушал-вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота!
Игры с пластмассовыми крышечками:
«Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала
( Смена рук)
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Игры с бигудями:
Дети катают бигуди ладонями взад-вперед, руки перед собой.
Поезд мчится, поезд мчит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Поезд, поезд торопись,
Ветер обогнав, промчись!
Игры со счетными палочками:
«Дрова»
Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество счетных палочек
На дворе дрова
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве дрова.
(Повторить упражнение второй рукой.)
Игры с карандашами:
Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони:
У ходиков песня такая:
Тик. Тик. Тик.
У птички-синички такая:
Пик. Пик. Пик.
У поросенка такая:
Хрю. Хрю. Хрю.
У ежика песня такая:
Плюх. Плюх. Плюх.
У кисоньки песня такая:
Мяу. Мяу. Мяу.
А у рыбешки какая? (Подносят указательный палец ко рту - « ротик на замочек»)
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему.
Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони:
У ходиков песня такая:
Тик. Тик. Тик.
У птички-синички такая:
Пик. Пик. Пик.
У поросенка такая:
Хрю. Хрю. Хрю.
У ежика песня такая:
Плюх. Плюх. Плюх.
У кисоньки песня такая:
Мяу. Мяу. Мяу.
А у рыбешки какая?
(Подносят указательный палец
ко рту –
« ротик на замочек» )
Дети сгибают кисть руки под углом, изобразив «горку». Катают карандаш по «горке»:
На ледянке быстро с горки
Покатил малыш Егорка.
Дети вращают карандаш по поверхности стола по часовой стрелке:
По столу круги катаю
Карандаш не выпускаю
Дети берут карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватывают его большим и средним пальцами, большим и безымянным:
Пальчики не отдыхают,
Карандаш перебирают,
Как на дудочке играют.
Дети берут в руку зубную щетку и поочередно гладят подушечки пальцев другой руки:
Плывет зубная щетка,
Как по морю лодка.
Как по речке пароход,
По пальчикам она идет.
Дети катают бигуди ладонями взад-вперед, руки перед собой:
Поезд мчится, поезд мчит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Поезд, поезд торопись,
Ветер обогнав, промчись!
Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает:
Я проглот –бегемот
У меня большой живот
Мой платок он скушал-вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота!
Жабу мы нашли на кочке
(пальцы сжаты в кулак)
Принесли домой в платочке
(кулак накрыть платочком)
Развернули мы платок –
(снять носовой платок)
Жаба прыг под потолок!
(выпрямить пальцы и
оттолкнуться ими от стола)
Дети бельевой прищепкой поочередно «кусают» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Дети бельевой прищепкой поочередно «кусают» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Вот проснулся, встал гусенок
Пальцы щиплет он спросонок.
Дай, хозяйка корма мне
Раньше, чем моей родне!
Дети надевают как обувь пластмассовые крышки на указательные и средние пальцы. «Идут» пальчиками как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук:
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
(Смена рук)
И с хорошей тренировкой -
Каждый станет сильным, ловким.
Дети надевают как обувь пластмассовые крышки на указательные и средние пальцы. «Идут» пальчиками как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук:
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала
( Смена рук)
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула
Дети собирают одной рукой как можно большее количество счетных палочек, другая рука не помогает:
На дворе дрова
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве дрова.
(Повторить упражнение второй рукой.)
Складываем палочки в форме колодца:
А из нашего колодца
Никогда вода не льется.
Нет ни кранов и ни труб –
Мы кладем из палок сруб!
Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.
А вот и облачко – смотри | |
Прищепки вниз цепляем мы. | |
Это дождь идёт грибной: |
Закреплять прищепки как лучик на муляж солнышка.
Вышло из-за тучки солнце |
И глядит в моё оконце. |
Дети катают ладонями шишку вперед назад, затем перебрасывают из руки в руку.
Заскочила на пенек
Белка – маленький зверек,
а потом, нарвавши шишек,
Побросала в ребятишек.
Насыпать в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".
Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...
Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показать ва...
Мастер-класс для родителей. Тема "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к в...
Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показа...
Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»....
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики...