Консультация для рожителей "Формирование правильного речевого дыхания"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Пищальникова Валерия Николаевна

Цель: познакомить с последовательностью воздействия по нормализации речевого дыхания в домашних условиях.

Задачи: 1. Воспитывать правильное диафрагмально – реберное дыхание по подражанию

              2. Учить дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох

              3. Формировать длительный и плавный речевой выдох

              4. Формировать направленную воздушную струю

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                  

ТЕМА: «Формирование правильного речевого дыхания».

 

Цель: познакомить с последовательностью воздействия по нормализации речевого дыхания в домашних условиях.

Задачи: 1. Воспитывать правильное диафрагмально – реберное дыхание по подражанию

              2. Учить дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох

              3. Формировать длительный и плавный речевой выдох

              4. Формировать направленную воздушную струю

 

 В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности:

а) вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально- реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка;

б) с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

         - вдох и выдох через нос;

         - вдох через нос, выдох через рот;

         - вдох через рот, выдох через нос;

         - вдох и выдох через рот.

в) формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера даны некоторые упражнения:

«Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

 

«Немое кино». Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух – трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнося звук на длительном выдохе.

 

«Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.

 

«Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого- либо животного. Взрослый совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

 

«Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звкоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га-га-га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т.д.).

 

«В лесу». Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены на одном выдохе.

 

г) формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):

 

«Толстяк» (катринка - образ – мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

 

«Худенький» (картинка – образ – худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

 

«Снежок» (картинка – образ – падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

 

«Дудочка» (картинка – образ – дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

 

«Пропеллер» (картинка – образ – самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался « звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Консультация " Развитие правильного речевого дыхания"

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое ...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Консультация для родителей "Формирование правильного речевого дыхания"

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...

Консультация для родителей "Развиваем правильное речевое дыхание".

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия; как часть занятия; как специальные упражнения в виде игровых занятий; как игры....