Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. Тема: "Наша Родина - Россия" (в рамках МЭО)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meo.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №31»
САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ул. Первомайская, 15, г. Бакал, Челябинская обл., 456900, Россия
телефон: (35161)9-66-58; e-mail: det-cad31@mailru
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию
в старшей группе
Тема: «Наша родина - Россия»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Автор (разработчик):
Кашина Мария Анатольевна
Учитель-логопед
Бакал, 2024 г.
Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о России. Расширение и уточнение словаря по теме «Наша родина - Россия». Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха памяти, общих речевых навыков, координации с движением.
Воспитательные цели. Воспитание чувства гордости за родину, самостоятельности, ответственности, активности.
Предварительная работа. Рассматривание карты России. Чтение стихов русских поэтов о России. Работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
- Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков.
Логопед: Сегодня у нас с Вами состоится очень важный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России.
Ребята, предлагаю вам послушать отрывок из рассказа Константина Дмитриевича Ушинского.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её, потому что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.
(Логопед предлагает посмотреть на экран, на котором изображена карта России)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что на нём изображено? Правильно! Это карта нашей родины. Наша страна занимает самую большую территорию среди всех стран, не случайно её называют величественной страной.
А теперь, ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Степанова «Необъятная страна»
Необъятная страна
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы...Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Логопед спрашивает ребят:
- О чём было стихотворение?
- Что такое Родина?
- Как называется наша родная страна?
- Какая она — Россия?
- Что есть в России? (воспитатель может ещё раз прочитать стихотворение)
- Упражнение «Это важное слово». Углубление представлений о России. Развитие памяти.
Логопед: Велика и необъятна Россия. Много в ней городов и сел, рек и озёр. Есть в России горы, её берега омывают разные моря. (Показ картинок и разъяснение).
Логопед: На данной картинке изображена наша родина – Россия. Столицей нашей родины является город – Москва. Главный город страны называется столица. Раньше словом «столица» называли большой город, в котором жило много людей — «сто лиц». Столица — один из самых красивых городов страны. Недалеко от Москвы расположен красивый, культурный центр России – город Санкт-Петербург, который богат своими достопримечательностями. Главной рекой Санкт-Петербурга считается река Нева. В России очень много рек и озёр. Самое глубокое озеро России – озеро Байкал. Оно не только самое глубокое, но еще и очень красивое. Выдающиеся реки России – это Волга, Дон, Енисей, Днепр. Это самые крупные реки нашей родины. - Как я уже сказала, наша страна богата реками, озёрами, лесами, полями, а также и дикими животными.
Ребята, давайте отгадаем загадки про животных, и вспомним, какие животные обитают на территории России.
Ребята, я хочу еще загадать вам одну загадку.
(Загадка про тигра)
«До чего большая кошка!
Поиграть бы с ней немножко.
Но мне стало не до игр,
Как узнал, что это …»
- Ребята, а как вы думаете, водятся ли на территории России тигры?
- Конечно, и тигры тоже есть в нашей огромной стране. Область обитания тигров - берега рек Амура и Уссури. Отсюда и названия тигров: Амурский тигр или, по-другому, Уссурийский тигр. Среда обитания этих тигров кедровые леса.
- Ребята, к нам в гости сегодня пришёл тигр Амурчик (На руке у логопеда надета кукла-рукавичка «Тигр»). Ему очень интересна наша тема: Моя родина – Россия, ведь он тоже житель нашей страны. Кто знает, как общаются тигры между собой? Какой звук они произносят? Правильно, они рычат. Во время рычания слышится звук «Р». Давайте вместе порычим. Молодцы, ребята! Вы рычали, как настоящие большие тигры. А как вы думаете, как же рычат детёныши тигров – тигрята. Какой мы звук слышим? Мы слышим мягкий звук Рь. Давайте, теперь порычим, как маленькие тигрята: Рь-Рь-Рь…Молодцы! Ребята, давайте дадим характеристику звуку «Р». Звук «Р» - согласный, потому что он встречает препятствие при его произношении, звонкий, твёрдый.
Логопед: Ребята, давайте, покажем Амурчику, как мы умеем составлять звуковые схемы слов. Давайте, составим схему слова «Родина»
- Вова, какой первый звук в слове «родина» ты слышишь? Какой это звук? (ребёнок отвечает: В слове «Родина» первый звук Р. Он согласный, твёрдый, звонкий. Мы не можем его пропеть).
- Правильно! В каком замке живёт звук Р? Квадратиком какого цвета мы обозначим звук Р? (ребёнок отвечает: Мы обозначим звук Р синим квадратиком, потому что звук Р живёт в синем замке).
- Владик, какой второй звук ты слышишь в слове «родина»? Какой это звук? (ребёнок отвечает: В слове «Родина» второй звук О. Звук О – гласный. Мы можем его пропеть).
- Правильно! В каком замке живёт звук О? Квадратиком какого цвета мы обозначим этот звук? (ребёнок отвечает: Мы обозначим звук О красным квадратиком, потому что звук О живёт в красном замке).
- Соня, какой третий звук в слове «родина» ты слышишь? Какой это звук? (ребёнок отвечает: В слове «Родина» третий звук Дь. Он согласный, мягкий, звонкий. Мы не можем его пропеть).
- Правильно! В каком замке живёт звук Дь? Квадратиком какого цвета мы обозначим звук Дь? (ребёнок отвечает: Мы обозначим звук Дь зелёным квадратиком, потому что звук Дь живёт в зелёном замке).
- Тася, какой четвёртый звук ты слышишь в слове «родина»? Какой это звук? (ребёнок отвечает: В слове «Родина» четвёртый звук И. Звук И – гласный. Мы можем его пропеть).
- Правильно! В каком замке живёт звук И? Квадратиком какого цвета мы обозначим этот звук? (ребёнок отвечает: Мы обозначим звук И красным квадратиком, потому что звук И живёт в красном замке).
- Соня, какой пятый звук в слове «родина» ты слышишь? Какой это звук? (ребёнок отвечает: В слове «Родина» пятый звук Н. Он согласный, твёрдый, звонкий. Мы не можем его пропеть).
- Правильно! В каком замке живёт звук Н? Квадратиком какого цвета мы обозначим звук Н? (ребёнок отвечает: Мы обозначим звук Н синим квадратиком, потому что звук Н живёт в синем замке).
- Тася, какой шестой звук ты слышишь в слове «родина»? Какой это звук? (ребёнок отвечает: В слове «Родина» шестой звук А. Звук А – гласный. Мы можем его пропеть).
- Правильно! В каком замке живёт звук А? Квадратиком какого цвета мы обозначим этот звук? (ребёнок отвечает: Мы обозначим звук А красным квадратиком, потому что звук А живёт в красном замке).
- Ребята, давайте, посчитаем сколько слогов в слове «родина» и, заодно, вспомним правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед: Какие же вы все молодцы! Все отлично справились!
- Ребята, давайте, образуем слова из одной семейки со словом «Родина».
- Владик, каким словом можно назвать папу и маму?
– Родители
- Соня, какой у тебя есть брат?
- Родной
- Вова, кто живёт в стране?
- Народ
- Тася, какую вы вчера пели песню на музыкальном занятии? Русскую…
- Народную.
Правильно, ребята!
Давайте еще раз перечислим все слова из одной семейки со словом «Родина» (родители, родной, народ, народная).
Игра с мячом: «Закончи предложение» (Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах).
(Логопед предлагает детям встать)
Логопед: Следующая игра вам хорошо знакома. Она называется «Закончи предложение». Я начинаю предложение и бросаю мяч. Вы ловите и заканчиваете предложение, обязательно используя словосочетание «моя Родина». На карте изображена …
Соня: …моя Родина
Логопед: Я очень люблю…
Вова: ...мою Родину
Логопед: Сегодня на занятии мы говорили …
Тася: о моей Родине
Логопед: Я горжусь …
Влад: моей Родиной
Физкультминутка. (Координация речи с движением):
В нашей стране горы высокие, | (подняться на носки, руки вверх, потянуться) |
Реки глубокие, | (присесть) |
Степи широкие, | (развести руки в стороны) |
Леса большие, | (повороты в стороны) |
А мы, ребята, вот такие! | (вытянуть руки вперёд; пальцы рук сжаты в кулак, большой палец вытянут вверх) |
Логопед: Давайте, продолжим тему нашего разговора о России. Вы видите у себя на столах разрезанные картинки, связанные с темой нашего разговора. Соберите картинки и скажите, что у вас получилось. Назовите слова, изображённые на картинке, и разделите эти слова на слоги.
Вова: На картинке изображён герб России. В слове «герб» один слог.
Тася: На картинке изображён флаг России. В слове «флаг» один слог.
Соня: На картинке изображена берёза. В слове «берёза» три слога
Влад: На картинке изображён хлеб. В слове «хлеб» один слог.
Логопед: Всё верно, ребята! Как вы думаете, почему я выбрала именно эти картинки для сегодняшнего занятия?
Ребята, я не случайно выбрала именно эти картинки на занятие о России, ведь у каждой страны есть свои символы, по которым страну узнают во всём мире. Это флаг, герб, гимн. А как вы думаете, почему я выбрала картинки с изображением «берёзы» и «хлеба»? Берёзу и хлеб тоже считают символами России. Берёза является самым распространённым деревом нашей родины. А хлеб изображён потому, что в нашей стране есть замечательная традиция встречать гостей караваем хлеба.
(Логопед предлагает выполнить задания и узнать о символах России).
(Логопед открывает ресурс «Узнаём государственные символы России», и предлагает выполнить задания объекта).
Логопед рассматривает с детьми флаги разных стран. Спрашивает:
- Узнаёте ли вы флаг России? Флаг состоит из трёх полос: белой, синей и красной. Это отвечает народным представлениям о мире; в древности море называли синим, свет — белым, а слово «красный» употребляли в значении «красивый»).
- Что в окружающей нас природе имеет белый цвет? (белый снег, белые берёзы, белые цветы черёмухи)
- А синий? (синее небо, синее море, синие реки)
- Что в природе бывает красного цвета? (красный цвет имеют и огонь, и солнце, и красные ягоды, и цветы)
Логопед: белый, синий и красный цвета издревле почитались в народе. А ещё белый цвет означает чистоту, мир, синий — верность и правду, а красный — отвагу и любовь.
Упражнение «Синий-зелёный». (Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков Р-Рь в словах).
Логопед: И последнее задание на сегодня. Учимся различать звуки Р-Рь в словах. Услышав слово со звуком Р, вы будете поднимать синий флажок. Услышав слово со звуком Рь, вы будете поднимать зелёный флажок.
(Логопед произносит слова: Родина, Россия, страна, народная, берёза, моря, гора, народ, реки, озёро, беречь, дороги, герб, красивая. Дети поднимают соответствующие сигналы).
Окончание занятия (Оценка работы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по патриотическому воспитанию в старшей группе Тема : « Наша Родина –Россия»
Познакомить с понятиями «Родина», « Отечество». Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе....
Конспект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе. «Символы нашей Родины - России»
Моей основной задачей было познакомить детей с символами России – гимном, флагом, гербом. Обобщить знания детей о Родине. Формировать начальное представление о происхождение современного государственн...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе На тему: «Наша Родина большая, необъятная страна»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группеНа тему: «...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Наша страна - Россия»
муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад № 11 Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Наша с...
Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Наша Родина - Россия". Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Тема: "Наша Родина - Россия". Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе "Мы живем в России"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе "Мы живем в России"...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Наша Родина - Россия»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Наша Родина - Россия»Составила Аристова Н.И.Цель: Расширить представление детей о России как стране, в которой они...