Дидактические игры
картотека по логопедии (старшая группа)
Дидактические упражнения и игры для формирования правильного использования предлогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.
Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие дидактические игры и упражнения:
1. “Маленькое слово”
Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.
Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: “ Положи кубик на стол . (Ребенок выполняет задание). Положи кубик ...стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик ? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое , но очень важное слово . Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла”. - “НА”.
Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.
2. Игра “Куда села бабочка?”
Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА.
Логопед держит в руке игрушку-бабочку или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос:”Куда села бабочка?”.
Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.
3. “Посмотри и назови”
Цель: уточнить пространственные отношения , выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации .
Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы ( баночку с клеем , кассету, ножницы и т. п. ) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с “маленьким словом НА (под, за) .
4. “Придумай предложение”
Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:
Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки (рис.1) , соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с “маленьким словом”(например, на ).При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:
Птица села на ветку .
Птица свила гнездо на ветке .
Птица уселась набольшую ветку.
Птица сидит на ветке и поет и т.п.
Необходимо контролировать , чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова , а также предлог .
5. Упражнение “Послушай, запомни, назови”
Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (напр., НА ).
Взрослый четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА . Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении “маленькое слово НА”, то есть произнести его утрированно .
На полянке возле речки загорали огуречки .
Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.
Воробей сидел на ветке у окна ,
Ну а я- на табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались, полетели :
Воробей на крышу с ветки ,
А я на пол с табуретки
Белые снежинки на веточках висели ,
Белые снежинки от ветра полетели :
На машины , на дорожку, на смешную нашу кошку ,
На высокие дома…
Значит, к нам пришла зима!
Аналогично проводится работа над другими предлогами.
6. Игра “Кто где живёт?”
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В ).
Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда:”Кто где живёт?”. (рис.2)
- Лиса живёт в норе.
- Медведь живёт в берлоге.
- Белка живет в дупле.
- Волк живет в логове.
- Собака живет в конуре.
И т.д.
7. Игра “Что в чём?” на тему посуда.
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).
На доске выставляются картинки с изображением посуды. (рис.3)
Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чём варят суп?
- Суп варят в кастрюле.
- В чем носят воду из колодца?
- Воду носят в ведре.
- В чем кипятят воду?
- В чем хранят сахар?
- Сахар хранят в сахарнице.
Аналогичным образом проводится игра “Где что лежит?”
- Где лежит хлеб?
- Хлеб лежит в хлебнице.
- Где (на чём) жарится рыба?
- Рыба жарится на сковороде.
8. Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.
Логопед просит детей отвечать целым предложением, каждый раз выделяя голосом “маленькое слово В”.
- Куда пойдет мама, если: нужен врач? нужно починить обувь? нужно сжить платье? нужно купить платье? нужно купить овощи? нужно купить лекарство? болит зуб?
- Во что можно завернуть игрушку? (в газету, бумагу, материю, марлю, салфетку, и т.д.)
- Где можно мыться, купаться? (в ванне, бассейне, реке, море, озере, пруду, ручье, бане ...).
9. Игра “Где что растет?”
Цель: закрепление навыка употребления существительных с предлогом.
На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы и др. Логопед говорит:
- Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места туда, где они растут.Где растут овощи? (Овощи растут на огороде). Картинка с овощами располагается около изображения огорода. И т.д.
Аналогичным образом проводятся игры “Где что покупают?” (лекарство, хлеб, газеты, молоко), “Где что хранится?” (посуда, одежда, книги).
10. Цель: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД ; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом .
Взрослые рассказывают малышу о том , что в одном загородном доме ( в деревне) жил котенок Тишка.Тишка был шустрым , непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору , всюду залезал , заползал . Взрослые просят малыша посмотреть вокруг , подумать , представить и рассказать: под что мог залезть котенок Тишка? При этом он просит “нажимать” на “маленькое слово ПОД” . Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже , с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции . Например:
- а если это был забор? (Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)
-в доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал под крыльцо. ) и т. п.
11. “Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”
Цель: закрепление предложных конструкций.
Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки (рис.5) и просит ответить на вопрос:”Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?”. Например:
- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин ...)
- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз...)
12. “Игра в поезд”
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.
На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:
-Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.
Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие “вагоны”. Например, картинка “Мяч лежит на стуле” помещается во второй вагон, а картинка “Туфли стоят под стулом” - в третий вагон. И т.д. (рис.6)
13. Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог .Взрослый просит ребенка вспомнить, какие “маленькие слова” он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении ; затем предлагает внимательно послушать предложения , которые написал Незнайка , и если надо, добавить нужное “маленькое слово” :
Пчела села … цветок.
Папа лежит …диване.
…грядке поспели помидоры.
Мама убирает комнату .
…подоконнике стоят красивые цветы .
Дети играли… поляне .
…окном растет куст сирени.
Ласточки свили гнездо…крышей.
Мама хранила стиральный порошок… мойкой .
Пластмассовый таз стоял…ванной .
Алеша увидел …креслом большого паука.
Катя держит букет. и т.п.
Включение в упражнение “провокационных” заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.
14. Определить, применительно к каким предметам используются слова.
Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.
Предлагаются вопросы “у кого?, у чего?”.
Ручка - у человека, у двери, у чемодана, у сумки;
Язычок - у человека, у ботинка;
Ножка - у стула, у ребенка, у гриба.
15. “Отгадай загадки”
Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У).
Детям необходимо ответить на вопросы логопеда полным предложением. Вопросы можно задавать в зависимости от лексической темы. Например:
- У кого рога?
- У кого мягкие лапки?
- У кого вымя?
- У чего ножки?
- У чего колёса?
16. “Кто у кого?”
Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У).
На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детёнышей. Логопед предлагает детям найти и назвать детёнышей животных и их мам, ответить на вопрос:”кто у кого?”
17. Игра “Что с чем?”
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).
1 вариант: Детям предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Логопед предлагает детям назвать, что с чем изображено на картинке.
2 вариант: Детям предлагается ответить на вопросы логопеда полным предложением, выделяя голосом предлог С.
- С чем ведро, если в нём ...(вода, молоко, бельё, бумага, снег...)?
- С чем кастрюля, если в ней ...(суп, борщ, картошка...)?
- С чем банка, если в ней ...(капуста, варенье, мёд, мука...)?
18. Игра “С чем корзинка, с чем ящик?”
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С ).
У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи фруктов и овощей, дети отвечают.
- Куда мы положили фрукты?
- В корзинку.
- А куда мы положили овощи?
- В ящик.
- Саша, с чем у тебя ящик?
- У меня ящик с капустой.
- Оля, а утебя с чем корзина?
- У меня корзина с яблоками.
19. Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных разрозненных слов.
Составить предложение из заданных слов.
Например:
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
И т.д.
20. Игра “Приглашение к чаю”.
Цель:закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С ).
Логопед говорит:
- Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни-Пуха, зайчика и лисичку.Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?
Дети отвечают:
- Мишка любит чай с мёдом.
- Винни-Пух - с вареньем.
- Зайчик - с булочкой.
- Лисичка - с печеньем.
Затем логопед спрашивает:”А с чем вы любите пить чай?”.
21. Цель : учить детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом ЗА.
Взрослый показывает детям картинку и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Логопед напоминает детям, что за всеми животными нужно ухаживать, и рассказывает, как это делается. Затем спрашивает детей:
- За кем ухаживали ребята в живом уголке?
Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также предлог ЗА.
22. “Найди такое дерево”.
Цель : учить детей пользоваться в речи предлогами С, У .
1 вариант : логопед показывает детям листья деревьев и спрашивает , с какого дерева они сорваны . Дети говорят : “С березы” , “с клена” и т. д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево по картинке
2 вариант ( для проведения на улице) : логопед раздает детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву , на котором такие же листья , как у них в руке , и назвать его : “Такие же листья у березы , у клена” и т. д.
23. “ Игра в неделю”
Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.
В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает “имя” одноо из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем логопед задает, например такие вопросы:”Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?
Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.
24. Игра “Какое это блюдо?”
Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ, закрепление образования относительных прилагательных).
Дети отвечают на вопрос логопеда полным предложением, выделяя голосом предлог ИЗ.
- Какая каша из ... (манки, пшена...)? - Из манки каша манная.
- Какой суп из ...(фасоли, гороха, свеклы, грибов, овощей)? - Из фосоли суп фасолевый.
- Какое варенье из ...(малины, вишни, яблок ...)
- Какой сок из ...(моркови, груши, апельсина)?
Возможен и такой вариант вопросов: “Из чего делают ...(напр., апельсиновый сок)?
25. “Что без чего”
Цель: закрепление конструкции родительного падежа существительных с предлогом БЕЗ).
На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос:”Что без чего?”
- Стул без ножки.
- Стул без спинки.
- Кастрюля без ручки.
- Платье без рукава.
- Кофта без пуговиц.
- Ботинки без шнурков.
- Машина без колеса.
- Шуба без воротника.
- Чайник без носика.
- Расческа без зубчиков.
- Грузовик без фары.
И т.д.
26. Цель: учить правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О.
Логопед предлагает детям рассмотреть картинку фермерского хозяйства , перечислить предметы и животных и рассказать, о ком и о чем заботятся люди на ферме.
27. Игра “Где мы были, что видели?”
Цель: закрепление употребления предлогов (В, НА, ПОД, У и др.)
В процессе игры используются сюжетные картинки “Огород”, “Сад”, “Лес”, “Зоопарк” .логопед обращается к детям с вопросами: ”Где ты был? Что видел?”
Примерные ответы:
- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков ...
- Я был в зоопарке. Видел тигра, волка, обезьян ...
28. Игра “Сделай, не ошибись”.
Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.
Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)
- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?
- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?
- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?
- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?
- Положи эту вещь выше (ниже) другого предмета. Где она?
- Положи эту вещь правее (левее) другого предмета. Где она?
- Встань так, чтобы дверь была слева (справа, сзади) тебя, перед тобой. Где дверь?
29. Игра с мячом “Добавь слова”
Цель: закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.
Логопед начинает предложение и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
- Стол стоит... .
- Полочка с цветами висит ... .
- Мишка сидит ... .
- Кукла лежит ... .
- Дверь находится ... .
30. Игра “Умей найти своё место”
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т.д.) Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос :”За кем ты стоишь (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого)?”
31. Игра “Расположи красиво мебель в нашей комнате” на тему “Мебель”
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
1 вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов (мебели) и просит детей в ответах использовать слова СПРАВА, СЛЕВА, СПЕРЕДИ, ПОЗАДИ, НА, ОКОЛО и др. Затем дети расставляют игрушечную мебель также, как на картинке. при этом они комментируют свои действия: “Поставим стул слева от стола “ и т.д.
2 вариант. Дети самостоятельно располагают игрушечную мебель в комнате. При этом логопед задает вопросы типа:”Где находится шкаф по отношению к столу?”, “Где расположена кровать по отношению к шкафу?” и т.д.
32. “Солнечный зайчик”
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами .
Оборудование : зеркальце .
Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне .
Перепрыгнул на картинку ,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке .
Вот он спрятался в кроватке ,
С нами он играет в прятки .
Раз, два, три, четыре, пять ,
Мы идем его искать .
Логопед говорит детям : “Ищите зайчика , а найдете - ответьте , куда он спрятался” . Образец ответа: “Зайчик на потолке. Зайчик в углу.”
33. “Села птичка на окошко”.
Цель: учить детей пользоваться предлогами .
Дети сидят на стульях . Логопед держит вырезанную из картона птичку у окна и произносит всем знакомое четверостишье :
Села птичка на окошко .
Посиди у нас немножко
Посиди, не улетай,
Улетела птичка...Ай!
Дети внимательно следят за птицей . Логопед спрашивает: “Где птичка?” . Дети отвечают полным предложением : “Птичка летает под потолком . Птичка села на полку .
34. “Скажи , куда мы положили ?”
Цель : закрепление употребления в речи предлогов .
Один ребенок выходит из комнаты . Остальные дети прячут игрушки (мелкие предметы) . По сигналу ребенок возвращается в комнату и ищет предмет . Когда он отыщет предмет , он говорит, где тот находился . Играющие договариваются , что будут в начале подсказывать , куда положили предмет , например: “мяч под... ,мяч за ... “ и т. д.
35. Игра “Юный архитектор”.
Цель: Закрепление навыка правильного употребления предлогов в речи.
В процессе игры используется макет улицы с поворотами,
а также картинки или бумажные макеты с изображениями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске. Логопед говорит:
- Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы моими помощниками. Мы должны разработать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площадка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева - начало улицы, справа - её конец. Итак начнем планировать. Маленький дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. ( ребенок располагает его на макете). А где бы вы хотели расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги в конце улицы). В наших домах живет много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа). Построим школу слева от дороги в начале улицы, а между школой и высоким домом - детский сад. (Ребенок выполняет инструкцию на макете). Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку ... . А где мы сделаем сквер? (между детским садом и школой). А что ещё можно разместить справа от дороги ? (кинотеатр, магазин).
Итак, что мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между детским садом и высоким домом?
Уместно будет задать также вопросы о местонахождении различных объектов на данном макете.
- А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Ребенок размещает картинку или макет автобуса). Такси движется налево от нас, а грузовик едет впереди автобуса.
Итак, куда едут грузовик, автобус, такси?
36. Игра “Машина едет по дороге”
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Детям предлагается макет дороги, по которой “поедет” машина. С одной стороны дороги - гараж, с другой - магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.
Игра может проводится в нескольких вариантах.
1 вариант: Логопед дает инструкцию, например:
”Машина объехала вокруг красного дома”. Дети “регули-
руют” движение машины в соответствии с данной инструкцией.
2 вариант: Логопед помещает машину на макете в определенное место. Дети определяют, где “едет” машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).
3 вариант: В процессе игры дети находят соответствующие схемы предлогоп и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только на основании схем предлогов.
37. “Угадай , что изменилось ?”
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами .
Логопед назначает ребенка , который должен определить изменения в расположении игрушек , размещенных на столе . Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели , как размещены игрушки : кубик был на столе , а теперь- под столом ; домик стоял посреди стола , а теперь - под столом и пр. Число , состав , положение предметов следует разнообразить . Можно играть без предметов . Дети будут менять свои места в комнате .
38. Упражнение в падежном и предложном согласовании.
Изменить заданное слово в контексте предложения .
Например:В доме большое ... .
Я подошел к чему?... (к большому окну).
Я мечтаю о чем?... (о большом окне).
У меня растут цветы под чем?... (под большим окном).
39. Игра “Исправь ошибки”
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Логопед говорит:
-”Жил человек “рассеянный на улице Бассейной ...”. Кто написал про этого рассеянного человека?
Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал
все слова.Помогите ему правильно прочитать и понять предложения. Вот как он прочитал:
- Дед в печи, дрова на печи”. Исправьте его.
- На столе сапожки, под столом лепёшки. А как надо сказать?
- Овечки в речке, караси у речки”. А как правильно?
- Под столом портрет, над столом табурет.
40. “Подскажи словечко”.
Цель: закрепление понимания и употребления предлогов.
Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребенок, возвращая мяч, называет предложение.Например:
- Девочка, на ----------- Девочка сидит на стуле.
- Веник, под -----------
- Коврик, под -----------
- Посуда, на -----------
41. “Дополни”
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами В, НА, С, ИЗ, ПОД, и различать их .
Оборудование : избушка , дерево, скамейка , птичка , кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра) .
Дети сначала называют предметы. Логопед расставляет их на столе : посередине избушка , перед ней - садик , в садике дерево , под деревом скамейка . Он рассказывает коротенькую историю , а дети при этом договаривают предложения , начатые педагогом , с помощью вопросов : “Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку ( под чем?) под деревом . На дереве сидела птичка . Птичка пела . Услышала ее кошка , прыгнула ( за кем?) за птичкой ( куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки . Кошка полетела за ней , но птичка улетела . Вышла ( откуда?) из избушки бабушка , и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась ( на кого?) на кошку , прогнала ее ( куда?) на чердак ловить мышей . Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать ”.
42. Упражнение “Составь предложение”.
Цель: закрепление конструкций с различными предлогами.
Логопед произносит набор слов в начальной форме и просит детей составить предложение. Например:
- Картошка, расти, огород, в.
- Клубника, тарелка, лежать, на.
- Яблоко, лежать, яблоня, под.
43. Цель: учить детей выделять в предложении предлоги (например ,В, НА, ПОД)
Логопед объясняет детям , что сейчас будет говорить предложения с “маленькими словами” В, НА, ПОД . Затем просит посмотреть на схемы предлогов (см. приложение) и вспомнить, какое “маленькое слово “ обозначается каждой схемой . После уточнения пространственных отношений , выраженных каждым предлогом , взрослый просит детей смотреть на схемы , внимательно слушать предложения и искать в них “маленькие слова” .
Пассажиры сели в автобус. Аист поселился на крыше дома. На сосне много шишек. Под елкой жил ежик . Пете в глаз попала соринка . На поляне росла земляника . Садовник оставил тряпку под кустом сирени . Малыши играли в песочнице. Щенок залез под диван. В парке много аттракционов .
Когда все предлоги будут правильно названы, логопед предлагает детям повторить те предложения , которые он запомнил (с каждым “маленьким словом”).
44. “Исправь ошибку”.
Цель : учить детей пониманию смысла предложения .
Логопед говорит детям : “Я буду читать вам предложения . Но в этих предложениях допущены ошибки , вы должны их исправить . Слушайте внимательно .
Мяч играет с Сашей .
Дорога идет по машине .
Оля с картинкой рисует папу.
Маша несет сумку в капусте .”
45. Игра “Сделай правильно”
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога. Затем дети составляют с этими парами слов предложения.
46. Игра “ Скажи наоборот” (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения :В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).
Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.
- “Мальчик положил мяч в ящик” - “Мальчик вынул мяч из ящика”.
- “Девочка налила воду в графин”. - ... .
- “Мама положила яблоки на стол”. - ... .
- “Брат поставил лампу на тумбочку”. - ... .
- “Машина подъехала к дому”. - ... .
- “Дедушка подошел к забору”. - ... .
Маленькое слово»
Цель: дать детям понятие о значении предлога на в речи.
Оборудование. Кубики, стул, стол.
Описание игры. Логопед вызывает одного из детей и даёт ему задание: «положи кубик на стол. ( Ребёнок выполняет задание.) Положи кубик…стул. ( Ребёнок не выполнил задания). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, но очень важное слова. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». – «На». Затем даются инструкции другому ребёнку. Аналогично даются понятия других предлогов.
2. «Кто на чём поедет?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»
Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт»
Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопросы логопеда: « На чём ты поедешь», выделяя голосом «на».
Образец ответа: Я поеду на машине. и.т.д
3. «Что где растёт?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»
Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт»
Описание игры. Логопед начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.
Ромашки растут на …. ( лугу)
Орехи растут на…. ( дереве)
Яблоки растут на …. )( клумбе).
Морковь растёт на … ( грядке).
4. «Кто где сидит?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»
Оборудование. Сюжетные картинки.
Описание игры. Логопед раздаёт детям сюжетные картинки и даёт задание придумать предложение и ответить на вопрос: «Кто на чём сидит?», выделяя голосом предлог «на»
Белка сидит на ветке.
Зайка сидит на траве.
Птица сидит на сосне.
Бабочка сидит на цветке.
Нина сидит на стуле.
Нина сидит на стуле.
Коля сидит на скамейке.
Жучка сидит на коврике.
5. «Где карандаш?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На»
Оборудование. Карандаш.
Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом – в или на.
Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят: «В». Логопед кладёт карандаш на стол. Дети говорят: «на» И т.д.
6. «Игра с Петрушкой»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На»
Оборудование. Петрушка
Описание игры. Логопед сообщает детям: « К нам в гости пришёл Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».
Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т.д.
7. «Поможем Незнайке»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На в предложении»
Оборудование. Незнайка
Описание игры. Логопед обращается к детям: «ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Логопед читает предложения, составленные Незнайкой: Цветы стоят на вазе». – «Неправильно! Цветы стоят в вазе». – «Какие слова перепутал Незнайка?» - «На» и «В».
«Маша с мамой идут на кино». – «Неправильно! Маша с мамой идут в кино». – Какие слова перепутал Незнайка?» - «В» и «На». Аналогично проводится работа с другими предложениями.
8. «Выполни действие»
Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов на, в
Оборудование. Игрушки
Описание игры. Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, даёт задание одному ребёнку. Дети строят свой ответ в виде распространённого предложения, например: «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину». – «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать». И т.д.
9. «Где мы были, что видели?»
Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов на, в
Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.
Описание игры. Логопед раздаёт картинки и предлагает детям выполнить следующие задания:
1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки: гриба, ежа, ягоды, белка, ёж.
2. Ответить на вопросы: «Где ты был? Что ты видел?»
Образец ответа: Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.
10. «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На.
Оборудование. Зеркальце
Описание игры. Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идём его искать.
Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте, куда он спрятался».
Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу.
11. «Что где лежит?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В».
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед раздаёт картинки и просит их придумать предложения, ответить на вопрос: «Где лежит?»
Хлеб лежит… ( в хлебнице).
Платок лежит…. ( в кармане)
Книги лежат… ( в шкафу)
Карандаш лежит …. ( в пенале).
Лопатка лежит… (в ведре).
Овощи лежат… ( в вазе).
12. «Угадай, что изменилось?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «В», «На», «ПОД».
Оборудование. Игрушки
Описание игры.
Педагог назначает ребёнка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещённых на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь под столом: домик стоял посередине стола, а теперь – под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.
Образец ответа: Кубик стоит на столе. Кубик стоит под столом. Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.
13. «Транспорт»»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в», «на».
Оборудование. Лото «Транспорт».
Описание игры. Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздаёт большие карты: на одной нарисовано – море, на другой – улица, на третьей – небо, на четвёртой – рельсы, на пятой – шоссе. На маленьких карточках изображены: самолёт, вертолёт, автомобиль, велосипед и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием карты.
Образец ответа: Мне нужен катер. Он плавает в море.
14. «Кто где живёт?»»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в».
Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.
Описание игры. Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». – «Где живёт собака?» - «Собака живёт в конуре». – «Где живёт белка?» _ «Белка живёт в дупле» и т.д.
15. «Села птичка на окошко»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на».
Оборудование. Вырезанная из картона птичка.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог держит птичку у окна и произносит всем знакомое четверостишье:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай,
Улетает птичка…,Ай!
Дети внимательно следят за птицей. Логопед спрашивает: «Куда села птичка?» Дети полным предложением: «Птичка села на стол» ( на пол, на шкаф и т.д.)
16. «Что изменилось?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в» «на».
Оборудование. Пирамидки, матрёшки и другие игрушки.
Описание игры. На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играющих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовёт ушедшего ( водящего), предлагая внимательно посмотреть на игрушки. Затем спрашивает: «Что изменилось?» Ребёнок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов, подчёркивая: «Матрёшка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной»
Если ребёнок не замечает изменений или отвечает неправильно, то ему дается ещё одна попытка угадать.
17. «Скажи, куда мы положили»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под»
Оборудование. Игрушки, мелкие предметы.
Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки ( предметы). По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где он находился. Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: Мяч под…., мяч за…., и т.д.
18. «Дополни»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в», «на», «с», «из», «под» и различать их.
Оборудование. Избушка, дерево. Скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка ) реквизиты и игрушки кукольного театра)
Описание игры. Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел ( откуда?) из избушки и сел ( куда?) на скамейку ( под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула ( за кем?) за птичкой ( куда? На дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла откуда?) из избушки бабушка, и дедушка её обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли ( куда?) в избушку обедать».
19. «Кто с кем?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «с»
Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей
Описание игры. Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детёнышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные ( выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает на столе). Каждая мама позвала к себе своего детёныша. Найдите детёнышей и поставьте их с мамой». Дети подбирают картинки с изображением детёнышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки, и задаёт им вопрос: «Кто с кем вышел погулять?»
Образец ответа: Лиса с лисёнком.
20. «С чем корзинка?»
Цель: учить детей составлять распространённые предложения с предлогом «с»
Оборудование. Корзинка или картинка с изображением корзинки, наполненной грибами, орехами, ягодами.
Описание игры. Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Пошли дети в лес. В лесу много грибов, ягод, орехов. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. Посмотрите с чем у них корзинки». Дети раскрывают корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например: «У меня корзинка с грибами» и т.д.
21. «Что ты любишь?»
Цель: учить детей составлять распространённые предложения, пользоваться предлогом «С»
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед обращается к детям и говорит: «Я люблю хлеб с вареньем, а вы? Дети поочерёдно называют: «Я люблю хлеб с маслом», «Я люблю хлеб с сыром». И т.д.
22. «Какое слово пропущено?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «с»
Оборудование. Картинки.
Описание игры. Логопед просит детей прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено. Например: «Вышли на полянку медведь….медвежатами (с). Как надо правильно сказать?» - вышли на полянку медведь с медвежатами».
«маша принесла корзинку… яблоками (с). Как надо правильно сказать?». «Маша принесла корзинку с яблоками».
23. «Прятки»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за».
Описание игры. Дети прячутся в комнате. Водящий ищет, а когда находит ребёнка, говорит: «Оля спряталась за стул», «Витя спрятался за шкаф».
24. «Когда это бывает?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за»
Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.
Описание игры. Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывают каждую часть, рассказывают её содержание по картинке: весна, за весной – лето, за летом – осень, за осенью – зима.
25. «Кто за кем?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за»
Оборудование. Фишки или флажки
Описание игры. Участники игры делятся на две команды. От каждой команда по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребёнок – водящий – стоит спиной к своей команде. Педагог подаёт сигнал, по которому водящий быстро поворачивается лицом к своей команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подаёт сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй команды. Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки). После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда – победитель.
26. «Найди такое дерево»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у»
Оборудование. Листья 3-4 знакомых видов деревьев.
Описание игры. Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: « берёзы», « С клёна» и т.д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.
Вариант 2 Педагог раздаёт детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как и у них в руке, и назвать его «Такие же листья у берёзы, у клёна» и т.д.
27. «Где что растёт?»
Цель: учить детей правильно употреблять предлог «в» с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа
Оборудование. Предметные картинки
Описание игры Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос: «Где это растёт?» - дети должны указать: в лесу, в саду, в огороде и т.д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот, кто больше соберёт картинок (или фишек)
Образец речи: Груша (груши) растёт ( растут) в саду. И т. П
28. «Ключи»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом «у»
Описание игры. Дети становятся в круг. Водящий приходит к одному из стоящих в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети (у Вани). Когда водящий отходит к указанному ребёнку, дети за его спиной меняются местами. В это время водящий должен постараться встать на место одного из пренебрегающих. После этого игра возобновляется.
29. «Определи место игрушки»
Цель: учить детей правильно употреблять предлоги «с», «за».
Оборудование. Игрушки, предметы обихода.
Описание игры. Педагог расставляет на столе игрушки таким образом, чтобы несколько игрушек стояло в ряд, а часть находилась сзади. Вызывая одного ребёнка, спрашивает: « Рядом с чем стоит машина?» - « Машина стоит рядом с куклой». Затем педагог задаёт следующий вопрос: «За какой игрушкой стоит пирамида?» - «Пирамида стоит за мишкой».
30. «Кто без чего?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в род. падеже.
Оборудование. Поломанные игрушки.
Описание игры. Логопед обращается к детям: «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?
Заяц без чего (заяц без уха)
Мишка без чего ( Мишка без лапы.)
Кукла без чего? ( кукла без волос)
Лиса без чего? ( Лиса без хвоста.)
31. «Кто без чего?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в родительном падеже.
Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Описание игры. Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны игрушки, и составляют предложения.
32. «У кого какие детёныши?»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.
Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и и их детёнышей.
Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки с изображением детёнышей, а у себя оставляет взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает: «Жеребёнок у кого?» Ребёнок, у которого картинка с изображением жеребёнок у лошади». За правильный ответ логопед отдаёт картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель.
33. «Где что находится?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на» с существительными в предложном падеже.
Описание игры. Логопед называет детям предметы, которые должны храниться в определённых местах ( платья, чашки, ложки, обувь, кастрюли, игрушки). А дети должны ответить: « Платья висят на вешалке» и т.д.
34. «Заботливые дети»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «о» с существительными в предложном падеже.
Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за растениями, животными.
Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы: « О чём заботятся дети? О ком заботятся дети?»
Образец ответа: Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.
35. «Исправь ошибку»
Цель: учить детей пониманию смысла предложения.
Оборудование.
Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их справлять. Слушайте внимательно. Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога идёт по машине.
Гена разбил стеклом мяч.
Оля с картинкой рисуют папу.
Маша несёт сумку в капусте».
За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.
Категория: Логопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...