Конспект по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Тема "Поздняя осень"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Конспект по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе у детей с ОНР. Тема "Поздняя осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pozdnyaya_osen.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе у детей с ОНР III ур.
Учитель- логопед: Шаньгина К.А., МБДОУ «ЦРР детский сад № 83» г. Чита.
Тема: « Поздняя осень»
Цель: Обобщить и закрепить знания о поздней осени.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1.Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
2.Развивать лексико грамматический строй речи, связную речь.
3.Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением , чувство ритма.
Коррекционно-образовательные:
1. Развивать словарь по теме «поздняя осень», закрепить названия деревьев, и их листьев.
2. Учить детей подбирать слова-признаки, слова-действия.
3. Образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4. Закрепить умение согласовывать имена существительные с числительными.
5. Отработать понимание пространственного значения предлогов.(на , под, у, в, за)
6. Обогащение и активизация словарного запаса путем использования антонимов.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму, расширять у детей представления об окружающем мире;
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Здоровьесберегающие:
1.Развитие физических качеств, двигательной активности ;
2.Развитие речевого дыхания;
3.Развитие равновесия, координации движений.
Материалы; проектор, экран, канат, балансиры, изображение луж, скамейка, карточки ( птицы зимующие, перелетные, листья, одежда, схемы предлогов),макеты деревьев, слаймы, тарелочки, диск « компас», наборное полотно, мяч, муляжи ( гриб, ветка, зерно, орехи , шишки), схема алгоритма рассказа «Поздняя осень».
Предварительная работа.
Разучивание движений и текста логоритмики.
Ход занятия:
Орг. Момент:
-Посмотрите, ребята, как много к нам пришло гостей. Им очень интересно , что вы знаете о осени, но сначала давайте вспомним правило .
Вводная часть:
Психологический настрой (Проговаривание четверостишия).
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
Какое сейчас время года?( Осень)
Назовите осенние месяцы.
-Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какой сейчас месяц?
-Ноябрь.
Какая осень в ноябре?( Поздняя)
На экране изображение вороны.
«Карр-Каарр, Карраул! Злая Поздняя осень преврратила Лесовичка в большую кучу шишек! Кошмаррр! Спасите Лесовичка! Каааррр» Логопед; ----Ребята ,в осеннем лесу случилась беда! Поможем спасти Лесовичка? (Ответ детей)
- Как мы будем ориентироваться в лесу?( нужен компас) Возьмем его с собой.
- Как попасть в осенний лес? (Ответ детей)
- Давайте Воспользуемся самым быстрым способом. Обернемся вокруг себя, и скажем волшебное заклинание: «Раз, два, три! Обернись! В осеннем лесу очутись!» Вот мы и оказались в царстве Поздней осени, но как же мы сможем помочь Лесовичку? А вот и подсказка .( Срываю листик с экрана) Нам нужно искать листики , на которых задание от Поздней осени.
Основная часть
На пути нам могут повстречаться разные препятствия ( извилистая дорожка, замерзшие лужи , кочки), которые нужно преодолеть.
Ребенок раскручивает стрелку компаса и определяет, где находится первый листик с заданием.
- Найдите лист, который находится (НА…), но на пути извилистая тропа.
Дети взявшись за руки проходят по канату змейкой.
Сколько здесь много разных деревьев, а рядом замерзшие лужи с листьями ( слаймы)
- Как можно растаять лед и узнать, какие листья там замерзли? (теплое дыхание, теплые руки …)
Дыхательная гимнастика
-Давайте подуем на лужу( носом вдыхаем холодный воздух, теплый выдыхаем через рот « Хххх»)
1.Образование прилагательных
-Теперь пальчиком оттаиваем «окошечко», берем в руки лист, называем, какой листик замерз в луже, кладем к дереву.
Игра «С какого дерева этот лист?»
-Этот лист клена.
Значит он какой?
-Кленовый.
( Березовый, дубовый, кленовый, рябиновый)
-Аделина, какие листья замерзли в лужах?
Подберите слова-действия к слову « листья».
Логопед; Листья , что делают?
-Опадают, желтеют, шелестят, сохнут, летят.
-Аделина, повтори.
-Молодцы!
2. Поиск антонимов
Ребенок вращает «компас», определяет где искать следующий лист ( ПОД…), Давайте поиграем на полянке с мячом.
Игра с мячом «Скажи наоборот» игра с мячом
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
погода жаркая- холодная
хорошая — плохая.
Хорошо! Вы справились с очередным заданием Поздней осени.
Логоритмика « Осень»
Листья пожелтели, Круговые движения кистями рук
Птицы улетели
Осенью, осенью, 1 Хлопок слева, 2 хлопка вправо, 3 хлопка по
Осенью, осенью. коленям
Лужи на дороге, Руки на поясе. Приседания с поворотом влево-
Холод на пороге право.
Осенью, осенью, 1 Хлопок слева, 2 хлопка вправо, 3 хлопка по
Осенью, осенью. коленям
Теплые сапожки - Руки на поясе. Поочередно левая - правая нога на
Не промокнут ножки. пяточку с приседанием
Осенью, осенью,
Осенью, осенью.
Хмурая погода, Покачивание руками над головой
Грустная природа
Осенью, осенью,
Осенью, осенью.
Молодцы! Вы правильно выполняли движения!
3.Классификация и обобщение « Птицы»
Вращение «компаса». Следующий лист находится( ЗА…) На пути препятствие - замерзшие лужи. Дети перепрыгивают « Лужи», находят лист.
Логопед: Осенью птицы что делают? (улетают в теплые края) выберите птиц, которые улетели на юг, и птиц, которые остаются зимовать. Дети группируют карточки с перелетными и зимующими птицами на наборном полотне. Обобщают .
-Какие птицы перелетные?
-Какие зимующие?
- Молодцы! С заданием вы справились, можно двигаться дальше.
4.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Вращение «компаса» Следующий лист лежит (ОКОЛО…) но на пути высокие «кочки»…( балансиры). Дети перешагивают с кочки на кочку и находят лист с заданием.
Логопед: Животные к этому времени готовятся к зиме. Посмотрите! Кто это тут спрятался? ( мышка, белка, зайчик) У меня в корзинке есть угощения для них. ( орехи, зерно, грибы, ветка.)
Игра «Назови ласково»
Орех – орешек,
Гриб – грибочек,
Ветка – веточка,
Зерно – зернышко,
Колос - колосок
Шишка - шишечка.
-Молодцы! Вы сделали сразу два добрых дела .И животным помогли приготовиться к зиме и задание осени выполнили. Идем дальше…
5. Образование местоимений.
Вращение « компаса» Следующий лист находится (В…)
Логопед: Поздней осенью в лесу очень холодно. Нам нужно одеться по теплее. На столе перевернутые карточки « Одежда» Дети берут карточку и отвечают на вопрос логопеда.
Игра «Чей , чья , чье»
Чья куртка?- моя куртка,
Чья шапка?- моя…
Чей шарф?- мой…
Чьи рукавицы?- мои…
-И с этим заданием вы справились.!
Образование числительных.
Логопед: Мы собрали все листья. Сколько их? (один лист, 2,3,4,5,) И того?
Итог: Логопед: Задания поздней осени мы выполнили, но Лесовичка так и не нашли. Мы ничего не забыли? Давайте-ка вспомним приметы поздней осени. Дети по опорной схеме и карточкам составляют рассказ о поздней осени, подводя итог занятия. А, вот и куча шишек - это наш заколдованный Лесовичок!
В это время вместо кучи шишек появляется Лесовичок. Благодарит детей за помощь и дарит им силуэты листьев, чтобы они могли раскрасить их в группе.
Логопед: Давайте произнесем заклинание, чтобы вернуться в детский сад
«1, 2, 3 улыбнись и в детском саду очутись»
- Скажите, какое из заданий было самым трудным?
- Самым интересным?
- Самым легким?
Наше занятие подошло к концу. Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Консультация предназначена для воспитателей, родителей. Данная консультация содержит занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи....
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...
Формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Статья. "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"...
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»
1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...