Конспект по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Тема "Поздняя осень"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Шаньгина Ксения Анатольевна

Конспект по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе  у детей с ОНР. Тема "Поздняя осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pozdnyaya_osen.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе у детей с  ОНР III ур.

Учитель- логопед: Шаньгина К.А., МБДОУ «ЦРР детский сад № 83» г. Чита.

Тема: « Поздняя осень»

Цель: Обобщить и закрепить знания о поздней осени.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1.Продолжать развивать  зрительное и слуховое внимание, память, мышление;

2.Развивать лексико грамматический строй речи, связную речь.

3.Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением , чувство ритма.

Коррекционно-образовательные:

1. Развивать словарь по теме «поздняя осень», закрепить названия деревьев, и их листьев.

2. Учить детей подбирать слова-признаки, слова-действия.

3. Образовывать прилагательные от существительных; существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4. Закрепить умение согласовывать имена существительные с числительными.

5. Отработать понимание пространственного значения предлогов.(на , под, у, в, за)

6. Обогащение  и активизация словарного запаса путем использования антонимов.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму, расширять у детей представления об окружающем мире;

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

 Здоровьесберегающие: 

1.Развитие физических качеств, двигательной активности ;

2.Развитие речевого дыхания;

3.Развитие равновесия, координации движений.

 Материалы; проектор, экран, канат, балансиры, изображение луж, скамейка, карточки ( птицы зимующие, перелетные, листья, одежда, схемы предлогов),макеты деревьев, слаймы, тарелочки, диск « компас», наборное полотно, мяч, муляжи ( гриб, ветка, зерно, орехи , шишки), схема алгоритма рассказа «Поздняя осень».

Предварительная работа.

Разучивание движений и текста  логоритмики.

Ход занятия:

Орг. Момент:

-Посмотрите, ребята, как много к нам пришло  гостей. Им очень интересно , что вы знаете о осени, но сначала давайте вспомним правило .

Вводная часть:

Психологический настрой (Проговаривание четверостишия).

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

Какое сейчас время года?( Осень)

 Назовите осенние месяцы.

-Сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Какой сейчас месяц?

-Ноябрь.

 Какая осень в ноябре?( Поздняя)

На экране изображение вороны.

«Карр-Каарр, Карраул! Злая Поздняя осень преврратила  Лесовичка в большую кучу шишек! Кошмаррр! Спасите Лесовичка! Каааррр» Логопед; ----Ребята ,в осеннем лесу случилась беда! Поможем спасти Лесовичка? (Ответ детей)

- Как мы будем ориентироваться в лесу?( нужен компас) Возьмем его с собой.

- Как попасть в осенний лес? (Ответ детей)

-  Давайте Воспользуемся самым быстрым способом. Обернемся вокруг себя, и скажем волшебное заклинание: «Раз, два, три! Обернись! В осеннем лесу очутись!» Вот мы и оказались в царстве Поздней осени, но как же мы сможем помочь Лесовичку? А вот и подсказка .( Срываю листик с экрана) Нам нужно искать листики , на которых задание от Поздней осени.

Основная часть

 На пути нам могут  повстречаться разные препятствия ( извилистая дорожка, замерзшие лужи , кочки), которые нужно преодолеть.

Ребенок раскручивает стрелку компаса и определяет, где находится первый листик с заданием.

- Найдите лист, который находится (НА…), но на пути извилистая тропа.

Дети взявшись за руки проходят по канату змейкой.

Сколько здесь много разных деревьев, а рядом замерзшие лужи с листьями    ( слаймы)

- Как можно растаять лед и  узнать, какие листья там замерзли? (теплое дыхание, теплые руки …)

Дыхательная гимнастика

-Давайте подуем на лужу( носом вдыхаем холодный воздух, теплый выдыхаем через рот « Хххх»)

1.Образование прилагательных

-Теперь пальчиком  оттаиваем «окошечко», берем в руки лист, называем, какой листик замерз в луже, кладем к дереву.

Игра «С какого дерева этот лист?»

-Этот лист клена.

 Значит он какой?

-Кленовый.

 ( Березовый, дубовый, кленовый, рябиновый)

-Аделина, какие листья замерзли в лужах?

 Подберите слова-действия к слову « листья».

 Логопед; Листья , что делают?

-Опадают, желтеют, шелестят, сохнут, летят.

-Аделина, повтори.

-Молодцы!

 2. Поиск антонимов

Ребенок вращает «компас», определяет где искать следующий лист ( ПОД…), Давайте поиграем на полянке с мячом.

 Игра с  мячом «Скажи наоборот» игра с мячом

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
погода жаркая- холодная

хорошая — плохая.

Хорошо! Вы справились с очередным заданием Поздней осени.

 Логоритмика « Осень»

Листья пожелтели,             Круговые движения кистями рук
Птицы улетели
Осенью, осенью,                1 Хлопок слева, 2 хлопка вправо, 3 хлопка по      
Осенью, осенью.                коленям

Лужи на дороге,                   Руки на поясе. Приседания с поворотом влево-
Холод на пороге                   право.
Осенью, осенью,                 1 Хлопок слева, 2 хлопка вправо, 3 хлопка по  
Осенью, осенью.                  коленям

Теплые сапожки -                Руки на поясе. Поочередно левая - правая нога на      
Не промокнут ножки.         пяточку с приседанием
Осенью, осенью,
Осенью, осенью.

Хмурая погода,                    Покачивание руками над головой
Грустная природа
Осенью, осенью,
Осенью, осенью.

Молодцы! Вы правильно выполняли движения!

3.Классификация и обобщение « Птицы»

Вращение «компаса». Следующий лист находится( ЗА…) На пути препятствие - замерзшие лужи. Дети перепрыгивают « Лужи», находят лист.

Логопед: Осенью птицы что делают? (улетают в теплые края) выберите птиц, которые улетели на юг, и  птиц, которые остаются зимовать. Дети группируют карточки с перелетными и зимующими птицами на наборном полотне. Обобщают .

-Какие птицы перелетные?

-Какие зимующие?

- Молодцы! С заданием вы справились, можно двигаться дальше.

4.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Вращение «компаса» Следующий лист лежит (ОКОЛО…) но на пути высокие «кочки»…( балансиры). Дети перешагивают с кочки на кочку и находят лист с заданием.

Логопед: Животные  к этому времени готовятся к зиме. Посмотрите! Кто это тут спрятался? ( мышка, белка, зайчик) У меня в корзинке есть угощения для них. ( орехи, зерно, грибы, ветка.)

Игра «Назови  ласково»

Орех – орешек,

Гриб – грибочек,

Ветка – веточка,

Зерно – зернышко,

Колос - колосок

Шишка - шишечка.

-Молодцы! Вы сделали сразу два добрых дела .И животным помогли приготовиться к зиме и задание осени выполнили. Идем дальше…

5. Образование местоимений.

Вращение « компаса» Следующий лист находится (В…)

 Логопед: Поздней осенью в лесу очень холодно. Нам нужно одеться по теплее. На столе перевернутые карточки « Одежда» Дети берут карточку и отвечают на вопрос логопеда.

Игра «Чей , чья , чье»

Чья куртка?- моя куртка,

Чья шапка?- моя…

Чей шарф?- мой…

Чьи рукавицы?- мои…

-И с этим заданием вы справились.!

Образование числительных.

Логопед: Мы собрали все листья. Сколько их? (один лист, 2,3,4,5,) И того?

Итог: Логопед: Задания поздней осени мы выполнили, но Лесовичка так и не нашли. Мы ничего не забыли? Давайте-ка вспомним приметы поздней осени. Дети по опорной схеме и карточкам составляют рассказ о поздней осени, подводя итог занятия. А, вот и куча шишек - это наш заколдованный Лесовичок!

В это время вместо кучи шишек появляется  Лесовичок. Благодарит детей за помощь и дарит им силуэты листьев, чтобы они могли раскрасить их в группе.

Логопед: Давайте произнесем заклинание, чтобы вернуться в детский сад

«1, 2, 3 улыбнись и в детском саду очутись»

- Скажите, какое из заданий было самым трудным?

- Самым интересным?

- Самым легким?

Наше занятие подошло к концу. Молодцы!!!

 



 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. Данная консультация содержит занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Статья. "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»

1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...