Консультация "Трудности развития артикуляционной моторики у младших дошкольников"
консультация по логопедии (младшая группа)
Вопрос развития речи с учетом общей, артикуляционной и тонкой моторики был исследован разными учеными, включая Воробьеву В.К., Крупенчук О.И. и Правдину О.В. Органическое поражение центральной и периферической нервной системы приводит к нарушению двигательного механизма речи, влияющему на онтогенез речевой деятельности. Степень нарушений артикуляционной моторики и звукопроизношения зависит от тяжести поражения нервной системы и его характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности развития артикуляционной моторики у младших дошкольников
Вопрос развития речи с учетом общей, артикуляционной и тонкой моторики был исследован разными учеными, включая Воробьеву В.К., Крупенчук О.И. и Правдину О.В. Органическое поражение центральной и периферической нервной системы приводит к нарушению двигательного механизма речи, влияющему на онтогенез речевой деятельности. Степень нарушений артикуляционной моторики и звукопроизношения зависит от тяжести поражения нервной системы и его характера [11].
В процессе развития артикуляционной моторики возникает множество трудностей, которые затрудняют достижение правильной и чистой речи. Эти трудности включают в себя:
- Недостаточность моторных функций артикуляционного аппарата, проявляющаяся в вялости и слабости мышц языка. Это вызывает трудности в выполнении и удержании сложных артикуляционных поз, часто сопровождающихся гиперсаливацией.
- Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, что приводит к
- Двигательные расстройства, проявляющиеся в трудности нахождения необходимого положения губ и языка для произнесения звуков. Некоторым детям трудно выполнить задания по подражанию, инструкции или подобрать правильную артикуляционную позу.
- Нарушения моторики артикуляционного аппарата, проявляющиеся в
недостаточной подвижности отдельных групп мышц (губ, языка, мягкого неба), неточности движений и быстрой истощаемости, из-за поражения определенных отделов нервной системы.
речедвигательных процессах. Они заключаются в несовершенных движениях языка и губ, которые характеризуются неловкостью, резкостью и отсутствием плавности и быстрой переключаемости [11].
Также такие дети, характеризуются малоподвижностью, замедленным темпом и скованностью. У них могут наблюдаться гиперкинезы, синкинезии и затруднения в удержании артикуляторной позы. Часто эти недостатки связаны с аномальным развитием артикуляционного аппарата или с поражением мозга [2].
Характерными признаками нарушения артикуляции являются неспособность выполнять тонкие дифференцированные движения, сужение движений речевых мышц, ограничение движений языка и губ, а также ослабление артикуляционной мускулатуры. Например, дети могут испытывать трудности в сохранении совместного положения языка, его поворота и удержания определенной позы. Переход от одного движения к другому также вызывает значительные трудности [20].
Для овладения артикуляционными движениями необходимо активное участие высших когнитивных функций и слухового анализатора. Мозг регулирует все артикуляционные движения, и звуковой образ становится условным объектом для артикуляции речи при активизации слухового анализатора. Нарушения в артикуляционных органах и верхних отделах головного мозга могут привести к нарушениям при выполнении артикуляционных движений. Это означает, что возникают проблемы в работе артикуляционных органов (губ, языка и нёба), а также их согласованной деятельности с мозгом. Помимо этого, значительное количество детей страдает от недоразвития фонематического слуха и артикуляционно-моторных навыков. У них наблюдается ослабленная активность в органах речи и неспособность освоить необходимые артикуляционные движения, что приводит к заменам, пропускам и искажениям звуков [20, 24].
Для понимания ясной и понятной речи органы речи должны быстро и скоординировано двигаться, обеспечивая четкое произношение слов и фраз. Они должны работать в согласовании с артикуляцией, фонацией и дыханием, а также соотноситься с соответствующими слуховыми ощущениями. Часто отклонения в развитии артикуляционного аппарата заметны еще с рождения. У детей грудного возраста с такими отклонениями может наблюдаться отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов, таких как сосательный, поисковый и ладонно-ротоголовной. При кормлении таких детей часто отмечается недостаточное развитие сосательного рефлекса, неполный захват соска [28].
Исследователи Белякова Л.А. и Волоскова Н.Н. указывают, что первые признаки риска отклонений в развитии могут быть выявлены при анамнезе: крик новорожденного с органическим поражением мозга отличается от крика здоровых новорожденных — он более слабый, короткий и лишен звонкости голоса, а также может иметь носовой оттенок. Следовательно, факторы риска отклонений в развитии артикуляционного аппарата можно обнаружить уже на ранних стадиях [7].
В научно-исследовательском тексте отмечается, что недостаточная напряженность и растяжимость круговой мышцы рта, а также затруднения в опускании и поднятии нижней челюсти приводят к несформированности неправильных гласных. Кроме того, развитие произвольной артикуляционной моторики страдает, несмотря на более выраженные безусловные рефлексы по сравнению с периодом новорожденности. Задерживается появление гуления и лепета, причем звуки отличаются однообразием и имеют меньшую интонированность. Более того, наблюдаются нарушения дыхания: ослабленное, неравномерное или учащенное дыхание, а также укороченный речевой выдох. Кроме того, становление психомоторных функций отсрочено. При появлении первых слов часто возникает непонятность и невнятность слов, сопровождающаяся назальностью и хриплым прерывистым голосом [35].
Помимо нечеткого произнесения звуков, отмечается замедленное развитие фонетической стороны речи в целом. Артикуляционная база остается недифференцированной в течение продолжительного времени, что приводит к продолжительной нечеткости и смазанности произнесения слов. Тонкая дифференцированная работа языка и губ основой артикуляции. У детей с нарушениями артикуляционной моторики выполнение этих движений вызывает большие трудности. Исследования показывают полиморфный характер нарушений и ухудшение звукопроизношения в спонтанном речевом потоке [40].
Дефекты в звукопроизношении могут быть антропофоническими или фонетическими. Искажение звуков является характерным признаком развития речи. Наиболее часто встречаются межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также звука [р]. Характерным является также межзубное, боковое и нижнее произнесение переднеязычных звуков [т], [д], [н], [л], а также смягчённое произношение всех звуков вследствие спастического напряжения средней спинки языка. Велярный ротацизм является наиболее распространенным для звуков [р], [р’] [10, 13].
Часто отмечается упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми, имеющими аналогичные артикуляционные характеристики. Щелевые звуки заменяются взрывными, звонкие заменяются глухими, шипящие заменяются свистящими, твѐрдые заменяются мягкими, а аффрикаты распадаются на отдельные звуковые элементы. Это оказывает негативное влияние не только на согласные звуки, но и на гласные звуки [13].
Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной – от незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений губ и языка до полного паралича речедвигательных мышц, что не позволяет выполнять нормальные артикуляционные движения.
Артикуляционный аппарат может иметь следующие патологические особенности, связанные с нарушением тонуса мышц (губ, языка, мягкого нѐба) спастичность, гипотония или дистония. По словам Мастюковой Е.М., при спастичности мышцы становятся напряженными, язык сжат и назад отодвигается, его спинка изогнута и приподнята вверх, кончик языка не виден. Поднимающаяся к твердому небу спинка языка, становящаяся напряженной, смягчает согласные звуки. Иногда спастичный язык может вытянуться вперед. Имеет место повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта, что вызывает спастическое напряжение губ и плотное смыкание рта. При этом активные движения артикуляционных мышц ограничены. В случае гипотонии, наоборот, происходит снижение тонуса мышц, при котором язык становится тонким и распластаным, губы вялыми и не способными к плотному смыканию. В результате, рот обычно находится в полуоткрытом состоянии, возможно появление гиперсаливации [10, 17, 33].
Гипотония мышц мягкого неба ведёт к невозможности достаточного поднятия небной занавески и её прижатия к задней стенке глотки, в результате чего воздушная струя выходит через нос, придавая голосу носовой характер (назализация).
Дистония приводит к изменению характера мышечного тонуса. В состояния покоя наблюдается низкий мышечный тонус, однако при попытках произносить речь тонус может резко возрастать. Дистония существенным образом искажает артикуляцию. Отличительной особенностью артикуляции при дистонии является неустойчивость искажений, пропусков звуков и замен.
У детей с неврологической патологией часто встречается смешанный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре, аналогично нарушениям в скелетной мускулатуре. Это означает, что тонус в отдельных артикуляционных мышцах может изменяться по-разному [36, 38].
Артикуляционный аппарат подвержен различным патологическим изменениям, которые проявляются в нарушении объема движений органов артикуляции. Ограничение объема движений, известное как гипометрия, а также чрезмерный объем движений, называемый гиперметрией, особенностями нарушения развития артикуляционного аппарата. Вместе с тем, наличие синкинезии, то есть дополнительных сопутствующих движений, а также гиперкинезии, которые являются автоматическими и насильственными движениями вследствие непроизвольных сокращений мышц, также являются отклонениями [42].
Медленные, вычурные и червеобразные движения могут наблюдаться у детей с нарушениями артикуляторной моторики. Другими характерными особенностями могут быть тремор, тики, девиация языка, ассиметрия губ при улыбке и сглаженность носогубной складки на одной или обеих сторонах. Также встречаются нарушения произвольных целенаправленных движений и действий, выражающихся в апраксии. У детей наблюдается невозможность выполнения произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия может проявляться в невозможности выполнения определенных движений или в сложностях при переключении от одного движения к другому. Некоторые дети могут также страдать кинетической апраксией, когда плавный переход от одного движения к другому представляет трудность [29, 36].
Другие дети могут иметь кинестетическую апраксию, характеризующуюся хаотическими движениями в попытке «нащупать» нужную артикуляционную позу [40].
Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ является основной причиной нарушений звукопроизношения у детей, страдающих от недоразвития кинестетических ощущений. Особенно затруднительно для них произношение лабиализованных звуков, таких как [у, о], которые требуют активного участия губ. Гипотония мышц губ делает невозможным правильную артикуляцию глухих смычных и переднеязычных согласных. Вместе с тем, может преобладать межзубное и боковое произношения свистящих и шипящих звуков, а также в оглушение звонких согласных. Твердые согласные звуки в их речи смягчаются. Эти особенности произношения являются следствием нарушений кинестетических ощущений и отсутствия четкой связи между мышцами речевого аппарата и ощущениями напряженности или расслабленности [41, 43].
С точки зрения вышеизложенного, отмечается, что существуют различные проявления недостатков развития артикуляционной моторики, которые часто становятся заметными с момента рождения. Однако, несмотря на разнообразие этих проявлений, существует общая тенденция – все это оказывает влияние на формирование правильной и чистой речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
Тематическая система на год по развитию мелкой моторики младших дошкольников....
Презентация на тему :Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.
Цель работы: разработать и апробировать систему работы воспитателя по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики кисти руки детей младшего дошкольного возраста....
Мониторинг развития мелкой моторики рук младших дошкольников
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
"Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики у детей дошкольников."
Авторский речевой материал в развитииартикуляционного аппарата у детей с нарушением речи....
Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе
Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, и родителям.Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недос...