консультация для родителей "Формирования воздушной струи"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

консультация для родителей "формирования целенаправленной воздушной струи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей

"Развитие целенаправленной воздушной струи"

Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше.

В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин.

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузыри, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, дуть на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла посередине языка.

В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:

  • Упражнения проводить в проветренном помещении;
  • Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена;
  • Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный;
  • Следить за направлением воздушной струи;
  • Упражнения не длятся дольше 3 минут;
  • Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз;
  • Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки;
  • Выдыхаемый воздух нельзя задерживать;
  • Упражнения легче выполняться под счет;
  • Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала;
  • Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Вот некоторые игры для развития целенаправленной воздушной струи, которые будут интересны и увлекательны для вашего ребёнка.

«Пузырьки»

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

«Кораблик»

Поставьте ёмкость с водой, в которой плавает бумажный кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

«Футболисты»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками. Следить, чтобы вдох был носом, а выдох был плавным и сильным через губы «трубочкой», щёки при этом не раздувать.

«Снег идёт!»

Положите ребенку на ладонь кусочки ваты или небольшую снежинку, вырезанную из салфетки.

- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату (снежинку), ребенок повторяет.

«Воздушный шарик»

Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

«Мыльные пузыри»
Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте ловить ртом или вблизи глаз.

«Катись, карандаш!»
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола.

Можно продолжить игру, сидя на против друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

«Осенние листья»

Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

Игры для развития речевого дыхания

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы. Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи.


«Пой со мной!»



Давай споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Набери побольше воздуха - вдохни воздух. Песенка должна получиться длинная. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!

«Весёлое путешествие»



Давай поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следите, чтобы ребёнок произносил подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ!

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по формированию воздушной струи у детей с речевыми нарушениями.

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно ее формировать вы узнаете в этой консультации. А чтобы деткам было не скучно, все упражнения представлены в игровой ...

Консультация для родителей «Формирование воздушной струи»

Консультация для родителей «Формирование воздушной струи»...

Консультация "Развитие воздушной струи у детей дошкольного возраста"

Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздуш...

Дыхательная гимнастика. Игра "Воздушный футбол" для выработки сильной и точной воздушной струи.

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз....

Консультация для воспитателей "Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей"

Необходимо развивать речевое дыхание детей не только на занятиях с учителем-логопедом, но и во время занятий с воспитателем....

Консультация "Формирование воздушной струи"

Формирование воздушной струи является важным этапом при постановке звуков. Консультация содержит рекомендации, игры, направленные на формирование воздушной струи...