Консультация "Формирование воздушной струи"
консультация (младшая группа)
Формирование воздушной струи является важным этапом при постановке звуков. Консультация содержит рекомендации, игры, направленные на формирование воздушной струи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vozdushnoy_strui.docx | 10.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Формирование воздушной струи»
Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи.
Упражнения на формирование воздушной струи
Уважаемые родители! Эти игры нужны проводить в хорошо проветренном помещении. В день можно поиграть несколько раз, но не долго, не более 2-3 минут, во избежание головокружения у ребенка!
1. «Загнать мяч в ворота» ЦЕЛЬ: выработка длительной, направленной воздушной струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
2. «Кто дальше загонит мяч» ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
3. «Паровозик свистит» ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи. Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
4. «Фокус», «Парашютик» ЦЕЛЬ: направление воздушной струи по середине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
5. «Охотник идет по болотам» ЦЕЛЬ: распределение воздушной струи по бокам. Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
6. «Фасолевые гонки» ЦЕЛЬ: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
7. «Узнай, что это» ЦЕЛЬ: развитие обоняния и глубокого вдоха. На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
8. «Чья фигурка дальше улетит?» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
9. «Кораблик» ЦЕЛЬ: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Потребуются таз с водой и бумажные кораблики (или кораблики из скорлупок грецких орехов). Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.
10.«Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю. 11.«Мыльные пузыри» ЦЕЛЬ: развитие меткости выдыхаемой струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
12. «Новогодние трубочки-шутки» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
13. «Надуй игрушку» ЦЕЛЬ: развитие сильного плавного выдоха. Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.
14. «Флюгер» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и дуть на флюгер или вертушку
. 15. «Свеча» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Ребѐнок делает глубокий вдох, затем задержку дыхания (1 секунда) и ровный, медленный выдох-пламя свечи легло, и надо удержать в этом положении воздушной струѐй. Нельзя задувать пламя.
16. «Погаси свечу» ЦЕЛЬ: развитие сильной, прерывистой воздушной струи. Ребѐнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Можно поставить другую задачу- задуть свечу как можно быстрее.
17. «Певец» ЦЕЛЬ: развивать силу голоса и плавную воздушную струю. Ребѐнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается). 2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шѐпот- беззвучная артикуляция. 18. «Добавь слог» ЦЕЛЬ: развитие длительной воздушной струи. Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребѐнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребѐнок: «па-па-па-па».
19. «Снежинки» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. На столах лежат вырезанные из бумаги (или салфеток) снежинки, прикреплѐнные тонкими ниточками к варежкам. Каждый ребенок садится напротив своей варежки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «снег», дети дуют на варежки, сдувая снежинки. Если варежки сделаны из картона, их можно держать в руках.
20. «Ветер» ЦЕЛЬ: развитие глубокого вдоха и плавного выдоха. Упражнение выполняется стоя. Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3-4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сделаем пособие для выработки целенаправленной воздушной струи своими руками.
Постановка многих звуков начинается с выработки целенаправленной воздушной струи. Незатейливые пособия, котрые я хочу предложить вашему вниманию, позволят превратить довольно скучный процесс в увлекат...
Презентация передового педагогического опыта по теме:Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. У детей присутствуют нарушения звуко...
Упражнения для формирования правильной воздушной струи у детей.
В данном материале представлены упражнения для выработки правильной воздушной струи у детей....
Использование специфических упражнений с целью выработки центральной воздушной струи
Серия упражнений с целью формирования желобка и выработки центральной воздушной струи. ...
"Развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи"
Картотека артикуляционных упражнений...
Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи
В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....