Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
консультация по логопедии
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_rabota_po_preodoleniyu_narusheniy_slogovoy_struktury_slov_u_detey.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»
Подготовила:
учитель-логопед
Савватеева Ю.А.
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
- Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;
- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): ; +=+=...
Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной . В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый, последний, начало, середина конец, между, за, перед, после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).
· Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): ; +=+=...
Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
· Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
· Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
· Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
· Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
· Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
· Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
· Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
· Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
· Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
· Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
· Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
· Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-со, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
· Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
· Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;
о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.
· Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
· Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
· «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
· Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
· «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
· Запись слогов различных типов под диктовку;
· Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);
· Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.
Уровень слова
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
· структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
· формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
· в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.)
· переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
Источник:
1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
Работа по самообразованию....
Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР
В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи....
"Система логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей"
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции являетсчя таколе особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Эт...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка на основе образовательной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова)....
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.
В данном пособии излагается практический опыт работы учителя-логопеда и учителя начальных классов. Предложеня некоторые виды заданий по преодалению нарушений слоговой структуры слова....
Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...