Когда начинать волноваться?
консультация по логопедии (младшая группа)
Консультация для родителей о нормах и отклонениях речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Когда начинать волноваться? | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок не говорит: когда начинать волноваться?
Отношение к развитию речи у родителей бывает разным: одни паникуют, если ребёнок не способен в два года декламировать стихи, другие не видят ничего страшного в том, что малыш изъясняется односложно и призывают не торопить события. Как понять, что у ребёнка действительно есть проблемы с речью? Что делать родителям, если ребенок не говорит? Можно ли надеяться на то, что речь появится сама собой, без усилий специалистов? Когда необходимо бить тревогу, чтобы не потерять драгоценное время?
На эти и многие другие вопросы ответил психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Корнев.
– На способность ребенка научиться говорить влияют разные психические функции: не только те, что специально предназначены для речи, но ещё и память, внимание, способность обучаться... Можно сказать, что речь – это самая энергоёмкая функция, требующая участия всего мозга и всех его способностей. Поэтому недоразвитие речи могут вызвать не только дефицит языковых способностей, но и незрелость некоторых психических функций.
– К какому специалисту обратиться с проблемой задержки речи у ребенка?
– Если родители замечают, что ребенок не заговорил вовремя, они должны понимать, что причин для задержки речи может быть несколько. Причём часть причин относится к компетенции логопеда, часть – к сфере клинического психолога или может потребовать помощи врача – невролога или психиатра.
Когда возникает необходимость разобраться с задержкой речи, то и перечень обследований достаточно широк, вплоть до оценки слуха. Но чаще всего первый специалист, к которому обращаются родители – логопед.
– В каком возрасте ребенок должен непременно заговорить?
– Дети примерно до 12 месяцев произносят цепочки слогов, которые ещё ничего не обозначают – это называется лепетом. Если говорить о появлении первых слов, то нижняя граница нормы – это 1 год и 2 месяца. Если ребенок в 1 год и 3 месяца всё ещё не произносит ни одного слова, то родители должны насторожиться.
Хочу заметить, что то, что можно назвать словом, в этот ранний период не обязательно должно быть полноценным в произношении. Иногда оно может состоять из одного слога. Но, самое главное, чтобы слово соотносилось с конкретным предметом, человеком или явлением. Например, родители слышат, как ребенок говорит «ка» и понимают, что он имеет в виду ложку – и всегда именно ложку, хотя произносит только последний слог слова «ложка». Если такая связь наблюдается, то можно сказать, что появились первые слова.
Если ребенок произносит слоги, но никакую смысловую связь уловить нельзя, тогда это только лепет. Лепет, конечно, не заканчивается сразу, как только ребенок начал употреблять слова. Какое-то время лепет и слова сосуществуют. Ребенок осваивает слова и пользуется ими, но иногда произносит цепочки слогов, ничего не обозначающие. По данным некоторых авторов этот процесс может продолжаться до 1 года и 8 месяцев. Это первый рубеж, который позволяет заметить признаки неблагополучия.
Второй рубеж – это появление первых фраз. Быстроразвивающиеся дети начинают произносить первые фразы в полтора года. Это самые простые фразы из двух слов, грамматически не оформленные, но в них обязательно есть глагол и существительное – ребёнок обозначает предмет и действие. Самое позднее, когда фразы должны появиться в норме – это 2 года и 2 месяца. Если ребёнку 2 года и 3 месяца, а он до сих пор не произносит ни одной фразы, это должно насторожить родителей.
Ещё один признак, на который нужно обратить внимание – это увеличение словарного запаса. После появления первых слов дети начинают быстро набирать активный словарь – осваивают и используют всё новые и новые слова. Около полутора лет происходит то, что называют «лексический взрыв»: ребенок каждый день осваивает по нескольку новых слов.
Опыт консультирования показал, что у некоторых детей с задержкой речевого развития этого бурного роста не происходит. Они начинают произносить первые слова, но потом динамики нет.
По статистике дети в полтора года произносят в среднем около 50 слов. У разных детей этот показатель варьирует от 30 до 70 слов. Например, если ребёнку полтора года, а у него в запасе 10 слов или меньше – это признак неблагополучия.
– Стоит ли ждать, что речь появится в свое время?
– Очень важно заметить проблемы как можно раньше. Иногда родители доверяют советам малоосведомленных врачей или педагогов, которые предлагают подождать, когда ребенок заговорит сам, нагонит. Они откладывают направление к узкому специалисту по речи и тем самым упускают драгоценное время, которое можно было бы использовать для коррекционной помощи.
Например, если ребенку два с половиной года, а он практически не говорит или его речь очень неразборчивая, нужно обратиться к логопеду. Чем раньше будет оказана помощь, тем меньше усилий затратит и ребенок, и специалист.
Для этого можно обратиться в детскую поликлинику, где обычно есть логопед. В этом возрасте коррекционная работа логопеда в значительной степени опирается и на участие родителей, потому что малыши не очень позитивно реагируют на малознакомых людей. Поэтому логопед учит родителей, как правильно разговаривать, комментировать, во что играть, чтобы создавать насыщенную речью среду для ребенка и тем самым помогать ребенку быстрее научиться говорить.
Важно обратиться и к детскому неврологу, потому что появление проблем с речью у ребенка очень часто возникает на фоне неврологической патологии, которая возникает вследствие осложнений в родах или при беременности. Часто дети имеют сопутствующую симптоматику, свидетельствующую о раннем повреждении мозга, а значит, многие из них нуждаются в комплексном лечении – это и медикаменты, и массаж, и лечебная физкультура. Про такое лечение логопеды знают недостаточно, эти вопросы входят в компетенцию врача-невролога.
По собственному опыту консультирования знаю, что у детей раннего возраста качественный полноценный массаж несколькими курсами дает мощный толчок, и речь начинает развиваться лучше.
Профессор Александр Николаевич Корнев
Кроме того, важно отметить, что во всемирные стандарты обследования детей с задержкой речи входит и аудиометрия. Этот вид исследования проводит специалист под названием сурдолог. Дело в том, что нарушения слуха одна из частых причин задержки речи. Причем эта проблема не сразу становится заметной. Бывают избирательные нарушения слухового восприятия на какие-то частотные диапазоны, которые незаметны в бытовом общении. Для таких детей специально разработаны методы аудиометрии. Это компьютерная и игровая аудиометрии.
– По каким причинам возникает задержка речевого развития ребенка?
– Причины нарушений речевого развития у ребенка чаще всего носят медико-биологический характер. Часто наследственная предрасположенность может провоцировать позднее или аномальное развитие речи. Иначе говоря, задержка речевого развития – это практически всегда следствие неблагополучия мозга. До поры до времени оно может быть незаметным в сферах поведения, не связанных с речью, но становятся заметным в предшкольном или школьном возрасте. Поэтому врачи всегда проявляют настороженность и не ограничивают комплексное обследование направлением к логопеду.
Образно говоря, проблемы с речью – это часто только верхушка айсберга. А подводная его часть может включать нарушения когнитивных функций. В раннем возрасте они не проявляются, но когда подходит школьный возраст, они становятся заметными и создают немало помех. Они выражаются в школьной неуспеваемости и других проблемах. К такой категории относится дислексия, дисграфия – нарушения чтения и письма. Появление этих проблем как раз связано с неизжитыми недостатками устной речи и сопутствующими когнитивными недостатками. Наличие таких особенностей не говорит о том, что у ребенка умственная отсталость, но они могут стать препятствием для успешной учебы в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:"Когда начинать экологическое воспитание"
Становление первоначальных основ экологической культуры-это накопление конкретных,чувственных представлений о предметах и явлениях природы....
Когда начинать приучать ребенка к горшку?
Работая в ЦИПР с детьми раннего возраста я сталкнулась с большим познавательным интересом родителей о том когда и как правильно приучать малыша к горшку. Эта интересная информация будет пол...
Когда начинать обучение грамоте?
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...
Когда начинать воспитывать помощника?
Советы родителям...
Когда начинать ребёнку читать?
Часто у родителей возникает вопрос, как рано можно начинать читать ребёнку....
«Когда начинать экологическое воспитание детей»
Когда начинать экологическое воспитание детей...
Когда начинать музыкальное воспитание?
Презентация....