Игры на развитие фонематических процессов «Мир звуков»
консультация по логопедии
Одним из важнейших условий и эффективного освоения ребенком навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.
Развитие фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
У ребенка с нарушениями фонематических процессов тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения, а также будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_na_razvitie_fonematicheskih_protsessov_mir_zvukov.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематических процессов «Мир звуков»
Одним из важнейших условий и эффективного освоения ребенком навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.
Развитие фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
У ребенка с нарушениями фонематических процессов тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения, а также будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.
Фонематические процессы включают в себя:
- Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем.
- Фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определённых фонем, независимо от позиционных призвуков.
- Фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем.
- Фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
- Фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Признаками нарушения фонематических процессов у ребенка являются:
- нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов);
- нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи;
- формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Цель упражнений на развитие фонематических процессов - научить ребенка слушать и слышать. Развивать фонематические процессы нужно не только на занятиях в детском саду, но и дома.
Далее вашему вниманию будут представлена подборка специальных логопедических игр для развития фонематического слуха ребенка, в которые можно поиграть дома.
- Игра «Будь внимательным!»
Цель: развитие умения слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Инструкция: если услышишь заданный звук, хлопни в ладоши. Например, звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.
Примечание: обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р, Ж, Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, «дуб» — в конце слышим звук П.). Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
- Игра «Назови картинки»
Цель: научить ребенка выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Инструкция: назови и покажи те предметы, в названии которых есть звук Ш.
Картинный материал: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.
- Игра «Придумай имя»
Цель: научить ребенка подбирать слова на заданный звук.
Инструкция: придумай имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
- Игра «Назови первый звук в слове»
Цель: научить ребенка выделять первый звук в слове.
Инструкция: назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА — Б.
Примечание: для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ, не МЭ, а М, например, в слове «МОСТ».
- Игра «Назови последний звук»
Цель: научить выделять последний звук в слове.
Инструкция: назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б.
Примечание: для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).
- Игра «Отгадай слово»
Цель: научить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Инструкция: угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово.
Картинный материал: Лебедь, Иголка, Стол, Арбуз - ЛИСА.
- Игра «Прохлопай слово»
Цель: научить делить слова на слоги.
Инструкция: прохлопай слова и назови количество слогов в слове. Например, ма-ши-на (3 слога).
Примечание: для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.
- Игра «Позови слово»
Цель: научить ребенка определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.
Инструкция: «позови» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назови ударный гласный звук в слове. Например: ноооты- ударный гласный О.
Инструкция: ударный гласный произносится более длительно, протяжно.
- Игра «Шутки - минутки»
Инструкция: вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет ее.
Примеры:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мед.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Предложенные игры имеют очень большой эффект в формировании фонематического слуха. Именно в этом возрасте через игру возможно заинтересовать детей учиться.
Взрослые должны помнить – не превращайте игру в учебные занятия. Начните с простого, не перегружайте ребёнка, вовремя завершайте игру. И тогда вы ни только разовьёте фонематический слух ребёнка, но и внимание, память.
Материал подготовил:
учитель-логопед Маркова Ирина Олеговна
МБДОУ д/с №19 «Антошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематических процессов посредством двигательного игротренинга
Игры предназначены для развития фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Для проведеня игр используются мячи-фитболы. Игры проводятся учителем-логопедом как часть за...
Игры по развитию фонематических процессов, формированию артикуляционной гимнастики, высших психических функций
Упражнения по формированию артикуляционной моторики, по формированию фонематических процессов, высших психических функций....
Авторская дидактическая игра, для развития фонематических процессов.
С помощью индивидуальных карточек ребенок учится определять место звука в слове, давать характеристику звука, определять количество слогов в слове....
Авторская дидактическая игра для развития фонематических процессов. (Гласные звуки)
Индивидуальные карточки для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. В одной карточке две игры: "Где спрятался звук?" и " Сколько в слове слогов? "...
Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников
Дидактические игры:1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.Задание: загрузи в кузов...
Игры для развития фонематических процессов.
Статья о использовании игр на занятиях по развитию фонематических процессов....
Игры для развития фонематических процессов.
Статья о использовании игр на занятиях по развитию фонематических процессов....