Консультация для педагогов Самомассаж при дизартрии
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
Можно использовать без специального медицинского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Самомассаж при дизартрии
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
Можно использовать без специального медицинского образования.
Правила:
Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.
Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.
1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (можно включать как физминутка).
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали ,
Мы пощиплем их немножко.
2. Самомассаж пальцев рук.
Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата - это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона…
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.
3. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. При повышенном тонусе мышц — спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены, то при массировании мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.
При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.
Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки)
Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
Самомассаж с помощью мячиков, бигудей (сопровождать стихотворным текстом).
Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:
Толстячок — худышка,
Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую,
Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз,
Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».
Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
4. Губы:
Упражнения для укрепления губ:
Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»
Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»
Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.
Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
Прятки - втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
Проговаривание слогов – амма, абба, аппа…
Скороговорка – От топота копыт пыль по полю летит …
Упражнение с присоской — при слабых губах.
Упражнения с бинтом – первое — сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе — бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье — зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д.
Упражнение с пуговицей — 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.
5. Самомассаж мышц языка.
При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.
Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..
Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
Массаж горошинами — переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
6. Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.
Самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.
Формирование артикуляционной и мимической моторики
1. Упражнение «Говорливый ручеек»
Цель - развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
2. Упражнение «Чудак»
Цель - развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.
Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.
Методика проведения. Педагог читает стихотворение:
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
3. Упражнение «Муравейник»
Цель - развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти.
Игровой материал: «муравейник и муравьи», пиктограммы.
Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник...»
Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»).
«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: "О!", затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: "У!"...»
Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке.
4. Упражнение «Щи из топора»
Цель - развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений.
Игровой материал: кастрюля, игрушечный топорик, овощи или карточки — их заместители.
Методика проведения. Предварительно на занятиях дети знакомятся со сказкой «Каша из топора» и на ее основе составляют сюжет новой сказки «Щи из топора». Педагог раздает детям вырезанные геометрические фигуры. Они подбирают похожий по цвету или форме овощ, называя его. Если детям трудно выполнить это задание, то используются муляжи или настоящие овощи. Рассказывая сказку, дети кладут в кастрюлю необходимые продукты. Параллельно с рассказом предлагается двигательное и звукоподражательное изложение сказки.
Для иллюстрирования предлагаются следующие движения:
«разжигание огня» — ритмичные щелчки пальцами обеих рук;
«раздувание огня» — набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, сложив губы трубочкой в виде буквы «о»;
«кипение воды» — дети держат щечки пальцами и, раздувая их, воспроизводят шум кипящей воды или, раздувая щеки и резко выталкивая воздух изо рта, произносят: «Пых-пых-пых...»;
«мытье овощей» — одна рука у ребенка сжата в кулак, ладошкой второй руки он трет его. Затем руки меняются;
«резка картошки» — по ладошке одной руки ребенок ритмично ударяет ребром другой руки (движения идут от кисти к кончикам пальцев);
«шинкование капусты» — руки у детей сжаты в кулачки, продолжительными движениями с усилием ритмично трут ноги выше колен;
«шинкование морковки» — четкие, резкие, скользящие движения ладошки одной руки по ладошке другой.
Все движения сопровождаются определенными ритмически организованными звуками, которые заранее подбираются детьми. В процессе иллюстрирования сказки дети должны как можно полнее использовать весь накопленный багаж двигательных и звукоподражательных средств.
5. Упражнение «Машинки»
Цель - раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты реакции.
Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает детям запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит: «Дрынн». (Если «р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» — двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторив «дрынн», или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и-и-и».
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий участник не продолжит звук.
6. Упражнение «Лес»
Цель: активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:
«У-у-у» — встревожился лес,
«О-о-о» — удивился лес,
«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).
7. Упражнение «Бабочка»
Цель - развитие мимической моторики, навыков саморегуляции, воображения.
Игровой материал: фонарик.
Методика проведения. Педагог дает инструкцию: «Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то в правый глаз (зажмурить правый глаз), то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи.
8. Упражнение «БРА — БРЭ — БРИ — БРО — БРУ»
Цель - регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»). Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра — брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог «бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники игры должны помириться, улыбнуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-консультация по теме "Дизартрия" .
В презентации рассказывается о том, что такое дизартрия, чем она обусловлена и как проявляется. Рассмотрены основные нарушения при дизартрии. Более широко раскрыто понятие "стертая дизартрия" - как на...
Консультация для родителей « Дизартрия. Что это такое?»
Дизартрия. Что это такое?...
Консультация для родителей «Дизартрия и особенности детей-дизартриков».
Консультация для родителей, имеющих детей с нарушением речи....
Консультация "Что такое дизартрия"
Консультация "Что такое дизартрия"...
Консультация для родителей "Дизартрия стертой формы"
Презентация помогает сформировать краткое представление о таком речевом нарушении, как дизартрия стертой формы....
Консультация для педагогов "Дизартрия и дизартрический компонент"
В консультации расмотренны виды нарушений в психолого - педагогическом аспекте у детей с дизартрией....
Консультация для родителей "Дизартрия"
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. В консультации даны рекомендации родителям в ДОУ....