Подвижные игры на формирование фонематических процессов у детей с ТНР
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
Развитие фонематического слуха у дошкольников с ТНР - одна из основных задач коррекционной работы логопеда. Развитие слухового внимания и восприятия у ребенка является предпосылкой формирования речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма.
Все чаще встречаются гиперактивные дети.Таким детям сложно выполнять задания. сидя за столом. Одним из способов помощи таким детям выступают подвижные игры, направленные на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_na_formirovanie_fonematicheskih_protsessov.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры на формирование фонематических процессов
В последнее время все чаще среди дошкольников можно встретить детей с гиперактивностью. Такие дети непоседливы, не могут усидеть на одном месте,им сложно остановиться. Они невнимательны, импульсивны, постоянно всё забывают, зачастую им не интересны настольно-печатные игры и пособия. Такие дети медленнее и хуже обучаются. Часто поведенческие нарушения сочетаются с нарушениями речи, в том числе и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Гиперактивным детям сложно выполнять задания , сидя за столом. Одним из способов помощи дошкольникам с гиперактивностью является использование подвижных игр, в том числе подвижных игр, направленных на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Фонематическое (слуховое) восприятие – это способность различать и узнавать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию.
Развитие слухового внимания и восприятия у ребенка являются предпосылкой формирования речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма.
Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, во-первых, позволяет снять нагрузку с дошкольников; а во-вторых, повышается работоспособность дошкольников, улучшается качество усвоения знаний.
Картотека подвижных игр, направленных на развитие фонематических навыков.
Игры могут проводить педагоги с детьми, а также родители дома.
- Игра «Танцуй-замри»
Цель: Научить детей на слух различать гласный и согласные звуки
Взрослый произноси цепочку звуков. Если произносится гласный звук – дети танцуют, если согласный – дети замерли
- Игра «Голова-живот – ноги»
Цель игры: Учить детей определять место заданного звука в слове». Взрослый объявляет детям, какой звук они будут «ловить». Если заданный звук находится в начале слова, то дети показывают на голову, если в середине – на живот, если в конце – на ноги
- Игра «Утки и окуни».
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Ход игры: дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то со звуком У, то с О. Дети - "окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке. Слова для игры: овощи, осень, ослик, остров, отдых, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, уши, умный, уголь, узкий.
Изменяя название игры «Рыбы и лоси», «Зайцы и совы» и подобранные слова можно учить различать и другие звуки.
- Игра "Найди свой домик"
Цель: закреплять умение выделять позицию звука в слове.
На полу лежат обручи, внутри которых картинка, показывающая позицию звука в слове (н-р: 3 квадрата, один из которых раскрашен). Детям раздаются картинки, где, например, (ш) в разных позициях. По сигналу «Раз, два, три - свой домик найди», дети определяют позицию заданного звука в слове и встают рядом с нужным обручем. 1 участник из каждого «домика» проверяет правильность выполнения задания в соседнем «домике»
- Игра «Гусеница»
Цель: закреплять понятие «ряд», умение определять порядок звуков.
Ход игры: детям прикрепляются символы изученных гласных звуков (А - большой круг, У - маленький круг, И - полоска, О - овал) или буквы. Взрослый называет несколько звуков в произвольном порядке. Дети выстраиваются в том же порядке, определяя место своего звука по отношению к другим.
- Игра «Звук «А» (или любой другой) тебя зовет»
Цель: закреплять умение выделять звук среди других звуков, в слогах, словах.
Ход игры: Дети приседают – «прячутся в своих домиках». Взрослый произносит звуки (слоги, слова с заданным звуком или без него), если дети услышали заданный звук (например, «А»), они «выглядывают из домика» - встают на носки, тянутся вверх. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
- Игра «Цепочка слов»
Цель: закрепить умение придумывать слова на заданный звук, выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры: Дети встают в круг, выбирают водящего. Водящий называет звук, с которым нужно придумать слово. Дети называют слово с заданным звуком и перекидывают мяч любому участнику игры. Поймавший мяч, называет свое слово. Участник, не назвавший слово, выходит из игры.
Вариант 1: Можно называть слова, в которых звук стоит в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
Вариант 2: Водящий называет любое слово. Поймавший мяч участник игры называет слово, на последний звук услышанного слова и кидает мяч следующему участнику, следующие участники также вспоминают слова на последний звук услышанного слова.
- Игра «Доскажи звук»
Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.
Ход игры: Игра проводится с перекидыванием мяча. Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук.
Например: Какой я пропустила звук? Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё...
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...
- Игра «Кто быстрее»
Цель: закреплять произношение звука в словах, умение выделять звук из слова.
Ход игры: Играющие становятся в две или три колонны. Перед носками первых чертится общая черта. В 10—15 шагах от черты обозначаются два или три (по числу колонн) кружочка. В каждый кружочек кладутся различные картинки с заданным звуком и без него. По команде учителя-ведущего: «Внимание! Марш!» первые игроки в колоннах бегут до своих кружочков, находят картинку, в названии которой есть звук (Например, при автоматизации звука [С] в кругу могут лежать картинки: сапоги, шапка, зонт, сумка, каска, лиса, колбаса, компас) и возвращаются, встают в конце колонны. По окончанию игры все дети называют свои картинки. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее других и не допустила ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования фонематических процессов
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста....
Подвижные игры для формирования фонематического слуха, анализа и синтеза у детей с ТНР подготовительной группы.
Процесс обучения должен быть построен на психологическом взаимодействии педагога и ребёнка, использовании тех методов, которые будут легкодоступны и интересны детям. Например, игра.Игра, как фор...
"дидактические игры для формирования фонематических процессов у детей старшего возраста с речевыми нарушениями"
в помощь для педагогов и родитетелей...
Дидактические игры для формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Подборка игр и игровых упражнений для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Игры для формирования фонематических процессов у детей 4-5 лет.
Картотека игр на формирование фонематических процессов у детей 4-5 лет....
Подвижные игры на формирование фонематических процессов
Подвижные игры на формирование фонематических процессов...
Игры для формирования фонематических процессов у детей с ТНР 5-6 лет.
Игры для формирования фонематических процессов у детей с ТНР 5-6 лет....