Занятие «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии

Коррекционно-образовательные: 

  • Уточнение, расширение, активизация словаря по теме, умение называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, уметь называть части ПОСУДЫ и внешние признаки;
  • Образование существительных родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффик­сами, прилагательных от существительных; согласование числи­тельных с существительными, составление предложений с предлога­ми.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие внимания, умения видеть средства решения проблемы (ТРИЗ)
  • Повышение речевой актив­ности
  • Развитие речевого общения, диалогической речи, зритель­ного восприятия, пространственного мышления,творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Посуда»

Цели:

Коррекционно-образовательные:  

  • Уточнение, расширение, активизация словаря по теме, умение называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, уметь называть части ПОСУДЫ и внешние признаки;
  • Образование существительных родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными, составление предложений с предлогами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие внимания, умения видеть средства решения проблемы (ТРИЗ)
  • Повышение речевой активности
  • Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления,творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование: демонстрационный материал - посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал - сюжетные картинки.

Xoд  занятия

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множественное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д.

Например: чашка - чашки, бокал - бокалы и т.д.

2. Беседа о посуде

- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.)

- Какие предметы посуды вы еще знаете?

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)

- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Кухонная.)

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

 - Как называется эта посуда? (Чайная.)

- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая.)

 - Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница,' салатница, солонка, селедочница и т.д.)

 Выставляются предметы посуды:

а) кастрюля с крышкой.

- Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки.)

(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)

б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин.

3. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

а) Чайник - стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.

б) Сахарница - кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

в) Кастрюля - закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

 г) Чашка - пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.

Логопед выставляет картинки с изображением посуды.

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)

(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна глины и т.д.)

4. Физкультминутка

                     Вот большой стеклянный чайник

                     Очень важный, как начальник.

                     Вот фарфоровые чашки,

                     Очень хрупкие, бедняжки.

                     Вот фарфоровые блюдца,

                     Только стукни - разобьются.

                     Вот серебряные ложки,

                     Вот пластмассовый поднос

                           Он посуду нам принес.    

5. Игра с мячом (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

 Чашка - чашечка, ложка - ложечка и т.д.

6. Дидактическая игра «Сосчитай».

Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.

7. Рассказ логопеда

Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пиши, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.

8. Игра «Маша-растеряша» (Развитие внимания, умения видеть средства решения проблемы).
(Сначала рассказать детям о том, что бывают очень невнимательные люди, которые все теряют и путают. И предложить помочь этим Машам-растеряшам. Роль Маши может выполнять ведущий, или же она может предоставляться всем детям по очереди). Разыгрывается диалог:
— Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, чашку). С чего же я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, пить чай)?

(Дети должны помочь Маше найти средство выполнения данной функции. Например, пить чай с тарелки, ведра, ладошек.
Игру можно так же начать с диалога, когда Маша просит помочь вспомнить название предмета. Например, чем хлеб делят на кусочки?)

9. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Посуда"

Занятие  по ознакомлению с окружающим помогает детям в игровой форме  запомнить предметы посуды, закрепить названия и назначение чайной посуды, способств...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект занятия "Посуда"

Конспект занятия для детей подготовительной группы....

Конспект интегрированного занятия "Посуда"

Формировать умение детей составлять описательный рассказ, опираясь на план – схему. Уточнить знания о названии, форме, цвете, величине посуды. Выяснить, какая бывает посуда, из чего её изготавливают, ...

конспект открытого занятия "Посуда"

Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении; расширение словарного запаса; развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия; воспитание эмоциональной отзывчивости....

Занятие "Посуда"

Занятие "Посуда"  направлено на развитие речи детей. В игровой форме воспиттаники обогащают свой словарный запас....