Система работы учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

система

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema.docx92.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Колокольчик»
п. Усть-Уда Иркутская область

Система работы учителя-логопеда

Ширяева Н.Г.

Логопедическую деятельность ежегодно начинаю на основе  Положения о логопедическом пункте  МБДОУ Детский сад «Колокольчик» по 4м направлениям:

1.Диагностическое

2.Коррекционно-развивающее

3.Консультативное

4.Информационно-просветительское

Диагностическое направление.

   Мой учебный год  начинается с диагностики речи детей. В своей работе использую авторские  «Речевые карты дошкольника»  и «Электронный конструктор»  Е.В. Мазановой. Данные методики позволяют провести  качественное обследование речи дошкольников,  проанализировать полученные результаты, спрогнозировать дальнейшую коррекционную работу. После обследования речи провожу консультации родителей и педагогов. Консультации родителей проходят в онлайн и оффлайн режимах. Родители узнают о речевых проблемах ребенка, присутствуя при обследовании. Далее они знакомятся с планом коррекционной работы. Педагогам, работающим на группах, представляется «Речевая справка». С результатами диагностики детей средней, старшей и подготовительной групп выступаю на первом педсовете, далее на первом заседании ППС логопедов. Составляется Список детей-логопатов для зачисления на логопедический пункт, который утверждается ППк детского сада. Составляется расписание занятий, с которым знакомятся родители и педагоги. Заведующим детским садом утверждается График работы, циклограмма,  Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы, в котором отражается работа с детьми, родителями, педагогами, моя работа в качестве наставника молодого специалиста. Заполняется документация логопункта: речевые карты детей, зачисленных на логопункт, журнал логопедического обследования, журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи, журнал учета индивидуальных консультаций.

2.Коррекционно-развивающее направление

На основе ОП ДОУ ежегодно разрабатывается Программа  коррекционно-развивающей работы.

 Цель программы: психолого-педагогическая коррекционно-развивающая поддержка позитивной абилитации и социализации ребенка, развитие личности ребенка в соответствии с особенностями дошкольника, имеющего нарушения речи.

Задачи: определение основных методических подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников и особенностей образовательного процесса в текущем учебном году.

Коррекционная работа учителя-логопеда на логопедическом пункте  строится  на основе следующих программ:

1.Чиркина Г.В. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009. Коррекция нарушений речи »

2.Н.В. Нищева «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»

3.Л.В. Лопатина «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития с 5 до 7 лет»

При разработке календарно-тематического планирования индивидуальной работы с воспитанниками учитываются нозалогия, возрастные особенности.

Календарно-тематическое планирование включает в себя как классические методы работы со звуком, так и новые. С целью закрепления умения произносить звук в изолированной позиции, совмещая речь с движением, в течение трех лет мною используются методы автоматизации звуков с опорой на различные виды деятельности (методика Елены Косиновой)

Коррекция звука [ш]  на этапе постановки, автоматизации и дифференциации

(М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения »,Е.А. Азова «Учим звуки [ш],[ж]»,

Е. Косинова «Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику», папка «Я дружу со звуком [ш]»)

Дата

№ занятия

Тема

Цели, этапы занятия:

3.Развитие речевого дыхания/голоса

4.Развитие фонематического слуха

5.Развитие артикуляционной моторики/ массаж/ самомассаж

6.Воспитание правильного произношения

1

Уточнение произнесения звука ш или вызывание его по подражанию/постановка звука с130 Фомичева

1.Добиваться правильного изолированного произнесения звука ш

2.Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах, в словах.

«Греем ручки»

Игра «Поймай звук [ш]»/ изолированно

Описание: https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQNHw0JMH14oYoVCXfph0mFv05VQ3l8BDz5XTGtlRNvKwBpTiDslA

М.Ф. Фомичева Игра «Шар лопнул»

Е.А. Азова «Учим звуки [ш],[ж]» Игры: «Гусь шипит»

Упражнение «Фонарики» https://vk.com/wall466014714_77

Упражнение «Колечки»

 https://vk.com/wall466014714_101

Папка «Я дружу со звуком [ш]»

«Проведи животных по дорожкам»

Использование метода опоры на деятельность позволяет разнообразить монотонный этап автоматизации звука,  формирует интерес к логопедическим занятиям, способствует повышению эффективности  и ускорению коррекционного процесса, что повышает проходимость логопункта, а это значит, что большее количество детей получит логопедическую помощь.

3.Консультативное и информационно-просветительское направления

С целью лучшего усвоения речевого материала провожу консультирование, мастерклассы, используя видеозаписи фрагментов занятий и добавляя их на свою страничку ВКонтакте. Родители и педагоги используют видео игр и упражнений при работе по закреплению звука в речи ребенка.

В течение многих лет  профессиональной деятельности  накоплен и систематизирован речевой  материал по коррекции звукопроизношения, развитию речи дошкольников. В  2022 году я представила коллегам 10 альбомов по коррекции звукопроизношения и альбом по развитию речи. Эти альбомы  используются как логопедические рекомендации для дополнительных занятий с ребенком родителями, при индивидуальной работе с детьми педагогами.  Благодаря вышеуказанным альбомам частично удалось уменьшить работу по индивидуальным рабочим тетрадям.

Кроме вышеуказанного выступаю с консультациями на родительских собраниях,  семинарах-практикумах, ППС логопедов и педсоветах.

В группах мною оформлены Речевые уголки со сменным материалом.

Параллельно веду работу по самообразованию. Это курсы повышения квалификации:

Дата

Тема

12.01.2024

Дефектология Проф Институт повышения квалификации и переподготовки

«Содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС», 72ч

20.06.2024 – 10.07.2024

Дефектология Проф Институт повышения квалификации и переподготовки

«Обучение педагогов дистанционной работе (со стажировкой)», 108ч

Самообразование

Период

Тема

2020-2022 г

«Применение биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

2022-2024 г

«Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи»

2024-2026 г

«Дистанционные образовательные технологии в работе учителя-логопеда»

 В этом учебном году начинаю работу по новой теме самообразования  «Дистанционные образовательные технологии в работе учителя-логопеда». Планирую не только провести консультации, мастер классы для педагогов и родителей, но и ввести новую форму онлайн занятий для детей, что позволит увеличить количество воспитанников, охваченных логопедической коррекцией, образовательный процесс станет более интересным, увлекательным и результативным.

Свои доклады, выступления, конспекты и видео занятий публикую в сети Интернет.

Персональный мини сайт

 Образовательная социальная сеть

https://nsportal.ru/shiryaeva-nadezhda-gennadievna 

Персональный мини сайт

Международный образовательный портал МААМ.RU

https://www.maam.ru/users/2736921 

Страница

ВКонтакте

https://vk.com/id466014714 

Сложившаяся система логопедической работы дает свои результаты. Это подготовленные к школьному обучению дети, довольные результатами коррекции родители.

Параметр I.     Результаты освоения обучающимися образовательных программ

1.1.1.

Таблица с указанием результатов

Учебный год

Удовлетворенность родителей в %

2021-2022

97

2022-2023

98

2023-2024

100

1.3.1.

Таблица с указанием результатов

Характеристика контингента

Вид нарушения

% детей, имеющих данное нарушение от общего количества воспитанников 5-7 лет

2021-2022 учебный год

ФНР:Дислалия

75

2022-2023 учебный год

ФНР:Дислалия

84

2023-2024 учебный год

ФНР:Дислалия

73

Таблица с указанием результатов

Результаты коррекционно-развивающей работы в зависимости от структуры нарушения %

Вид

нарушения

Уровни освоения программы

Уч.год    2021-2022

Уч. год   2022-2023

Уч.год  2023-2024

На начало уч.г.

На

конец уч.г.

На начало уч.г.

На конец уч.г.

На начало уч.г.

На конец уч.г.

ФНР

высокий

0

67

0

74

0

74

средний

84

33

87

26

74

26

низкий

16

0

13

0

26

0

Учителем-логопедом работаю с 2005 года. Имею опыт работы в коррекционной школе, десять лет отработала в средней школе, в течение семи лет совмещала работу в школе и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда ДОУ

Система расчитана на ДОУ, не имеющего в соей структуре специализированных групп....

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость  разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте  речевых наруше...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Консультация на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"

Консультация для педагогического коллектива ДОУ на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная воз...

Статья на тему "Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

В статье отражены поиски новых форм и методов работы с детьми в условиях ФГОС....