Консультация для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедии"
консультация по логопедии
Консультация для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sber_tehnologii_logopediya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедии»
«…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда мы из здоровых превращаемся в больных».
М. Петенкофер.
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и логопеды, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
На логопедических занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды речевой деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, использовать на занятие жизнеутверждающие валеологические песни - распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день. Слушание и разучивание текстов можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Во время занятия – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах.
Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе нашего МБДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Цель: организовать логопедическую оздоровительную работу в МБДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие речевых и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
- С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Результатами логопедической оздоровительной работы являются:
- Повышение уровня речевого развития и творческих способностей детей.
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
- Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.
Основная форма логопедической деятельности в МБДОУ – логопедические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребёнка.
Виды занятий – индивидуальные и по подгруппам.
Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- способствует восстановлению центральной нервной системы;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
В МБДОУ логопедические занятия включают упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой и Б. Толкочёва. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития речевых способностей детей.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарского способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, улучшаются память, внимание.
В процессе выполнения артикуляционных упражнений педагогам необходимо следить за точностью выполняемых ребёнком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребёнка.
Игровой массаж.
Игровой массаж тоже проводится на логопедических занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приёмы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребёнок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Важное место на логопедических занятиях занимают пальчиковые игры и сказки.
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
Речевые игры.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми в развитие речи.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами речи – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными для речи.
Речевые игры ежедневно проводятся во всех группах детского сада, начиная с младшей группы. Они включаются в утреннюю гимнастику, в физкультурные занятия, физкультминутки, музыкальные, логопедические, во все виды занятий с детьми, проводятся в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.
Во время речевой игры можно использовать упражнения для плечевого пояса, подтягивания, наклоны, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, ручными эспандерами, мячами.
Вместе с развитием речи идёт развитие плечевого пояса, шеи, кистей рук, гибкости позвоночника, брюшного пресса и ног.
Логопедическая ритмика.
“Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией” Г.А.Волкова.
Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения.
Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Речь с движением развивает артикуляционную моторику, моторику мышц лица, мелкую моторику.
Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность, развивается слуховое восприятие.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г Алямовская . - М.: Линка – Пресс,1993.
2. Галанов А. С.Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников [Текст] / А. С. Галанов. – СПб. : Речь, 2007.
3. Дедюхина Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом : учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников [Текст] / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. – М. : Гном и Д, 2001.
4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] / авт.- сост. Н. И. Еременко. – Волгоград : ИТД « Корифей», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....
Консультация для педагогов «Кейс-технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС».
Материал будет полезен для педагогов ДОО. Цель - познакомить педагогов с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе...
Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"
В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника"....
Консультация для педагогов "Квест-технологии в дошкольном образовании"
Кратко и понятно о кейс-технологиях и возможностях их применения в ДОУ...
Консультация для педагогов «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Уточнять представления педагогов о современных инновационных педагогических технологиях, применяемых в образовательном процессе, формировать мотивацию к использованию данных технологий в педагогическо...
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда"
На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребё...
Консультация для педагогов "STEM - технология в дошкольном образовании"
Период дошкольного детства является критически важным для развития ребенка. В это время необходимо создать вокруг ребенка подходящую образовательную среду, которая б...