"Логопедическая кухня"
методическая разработка по логопедии
Мастер-класс для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_logopedicheskaya_kuhnya.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра - это искра,
зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми.
Ход мастер-класса
Приветственное слово
Часто мы слышим от родителей вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне.
Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора.
А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать?
Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Практическая деятельность
Итак, мы приглашаем вас на нашу импровизированную кухню, и поиграть в логопедические игры. (логопеды надевают фартуки)
Под логопедическими играми понимаются самые разнообразные задания и упражнения, которые способствуют развитию речевых навыков.
Все игры мы разделили на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи.
Начнем с игр на обогащение словарного запаса.
Игры на обогащение словарного запаса
Игра «Борщ и компот»
Цель: классификация овощей и фруктов, обобщающие понятия «овощи», «фрукты».
Оборудование: у логопеда 2 кастрюли, у родителей на столах в корзинах муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: родители складывают в кастрюлю для борща овощи, называя их, а в кастрюлю для компота – фрукты. Затем обобщают из чего сварили борщ и компот.
Игра «Скажи, что я делаю?»
Цель: обогащение глагольного словаря.
Оборудование: терка, скалка, овощечистка, кастрюля с ложкой, нож с доской.
Ход игры: выходят 5 родителей, выбирают по одному предмету и показывают действие, остальные родители называют действие.
Игра «Наоборот»
Цель: учить подбирать слова-антонимы.
Ход игры: логопед называет слова – родитель подбирают антонимы
Сахар сладкий – горчица…горькая
Миска глубокая – тарелка…мелкая
Половник большой – ложка…маленькая
Сковорода черная – кастрюля…белая
Стол тяжелый – табурет…легкий
Суп горячий – компот…холодный
Игра «Накроем стол для гостей»
Цель: словообразование
Оборудование: у родителей на столах масленка, солонка, соусник, хлебница, сухарница, конфетница, перечница, салфетница.
Ход игры: логопед предлагает накрыть стол для гостей и спрашивает, что поставим для масла, соли, салфеток и т.д. Отвечает тот родитель, у кого такой предмет на столе.
Игра «Помощники»
Цель: словообразование
Оборудование: игрушки кофеварка, овощечистка, соковыжималка, мясорубка, пылесос
Ход игры: логопед просит назвать одним словом прибор, с помощью которого:
варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, рубят мясо, убирают в квартире.
Родители: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
Игры на развитие грамматического строя речи
Игра «Скромник – хвастун»
Цель: образование множественного числа существительных
Оборудование: у логопеда корзина с овощами и фруктами.
Ход игры: логопед называет – у меня один огурец, родитель – а у меня много огурцов…
Игра «Назови ласково»
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Ход игры: логопед называет большой предмет, а родитель ласково маленький:
Помидор – помидорчик
Красный помидор – красненький помидорчик
Круглая репа – кругленькая репка и т.д.
Игра «Предлоги»
Цель: использовать в речи предлоги.
Оборудование: пластиковые стаканы и ложки н каждого родителя
Ход игры: логопед просит положить ложку в стакан – из стакана, на стакан, перед стаканом, за стакан, из-за стакана.
Игры на развитие звукового восприятия
Такие игры можно легко организовать с привлечением обычных предметов, которые окружают нас на кухне.
Игра «Слушаем звуки»
Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т.д. Предъявляет сначала два звука, потом три и т.д. до 7-8 звуков.
Родители отгадывают, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
«Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару».
Для этой игры понадобятся баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или мелкие предметы: ракушки, камешки.
Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит.
Определить одинаковые наполнители, составить пары.
Родитель выполняет действия, называет крупы.
Игра «Звучащие ложки»
Цель: развитие чувства ритма
Оборудование: деревянные ложки
Ход игры: повторить ритм, отстучать слова.
Игра «Покупки»
Цель: развитие фонематического слуха
Оборудование: пакет с продуктами
Ход игры: логопед показывает свои покупки. Родитель должен перечислить те из них, в названии, которых есть звук «Р» («С»).
Игры на развитие связной речи
«Кухонные сказки».
Можно придумывать сказки или истории про различные предметы. Например, про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).
Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы)? Что из неё можно приготовить?
Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Что может получиться в результате?
- Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
- Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
- Поможем научиться терпению.
- Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
- Дадим понять, как заботимся о своей семье.
- Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
- Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным.
- Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют. Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
Логопед: Давайте поиграем на нашей кухне. Представьте, что я превратилась в маму, а вы мои дети.
10 простых советов родителям
1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д.
Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее,
чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например,
говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
7 совет. Если ваш ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические игры на кухне.
Материал для родителей...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Волшебная кухня"
Программное содержание:Закрепление представлений о правилах поведения, нравтсвенных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков.Развивать зрительное, слуховое воспириятие, память, произво...
Логопедические игры на кухне.
Материал предназначен для родителей детей раннего дошкольно возраста.В материале представлены варианты игр с детьми в домашних условиях....
Логопедические игры на кухне.
Материал предназначен для родителей детей раннего возраста. В материале представлены речевые игры в домашних условия для дошкольников раннего возраста....
Логопедические игры на кухне
Игры и упражнения для развития речи ребенка...
Презентация по теме "Логопедическая кухня"
Опыт работы по теме "Развитие коммуникативной функции речи через центр "Кулинария""...