Дислексия – вызов для системы образования
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Тонкоглас Татьяна Георгиевна

Дислексия – вызов для системы образования

        Октябрь во всем мире считается международным месяцем осведомленности о дислексии. По статистике, около 15–20% людей на планете имеют симптомы дислексии и других речевых трудностей.

         С 2019 года Ассоциация родителей детей с дислексией в рамках Недели осведомлённости о дислексии проводит мастер-классы, лекции, дискуссии, презентует научные достижения специалистов, рассказывает об успешном практическом опыте работы с трудностями в обучении и  делится новыми образовательными технологиями.

         Неделя осведомлённости призвана привлечь внимание общества к проблеме специфических трудностей в овладении навыками чтения, письма и счета, имеющими нейробиологическое происхождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_o_disleksii.docx995.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия – вызов для системы образования

        Октябрь во всем мире считается международным месяцем осведомленности о дислексии. По статистике, около 15–20% людей на планете имеют симптомы дислексии и других речевых трудностей.

         С 2019 года Ассоциация родителей детей с дислексией в рамках Недели осведомлённости о дислексии проводит мастер-классы, лекции, дискуссии, презентует научные достижения специалистов, рассказывает об успешном практическом опыте работы с трудностями в обучении и  делится новыми образовательными технологиями.

         Неделя осведомлённости призвана привлечь внимание общества к проблеме специфических трудностей в овладении навыками чтения, письма и счета, имеющими нейробиологическое происхождение.

       Дислексия – это особенность восприятия печатного текста, вызванная нейробиологическими факторами. Человек с дислексией медленно и с трудом читает, при этом меняет местами буквы в словах, не может повторить прочитанное. И если у обычного ребенка подобные трудности проходят к концу первого класса, когда навык чтения автоматизируется, то дислексики могут испытывать их на протяжении всей жизни.

        Ученые всего мира изучают феномен дислексии не первый год. Нейробиологи, психологи, логопеды доказали, что стойкие трудности с чтением и письмом, которые встречаются у 15% людей, – это не признак низкой мотивации и не педагогическая запущенность, а особенность работы мозга.

       Педагогическое сообщество в целом с дислексией знакомо. Но говорить о том, что школа во всех отношениях готова к вызову, который представляет собой дислексия, и знает, как учить детей с такими особенностями, как адаптировать систему оценивания или как проводить аттестационные работы для них, пока рано.

          Дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения: зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, синтеза слогов в слово, синтеза слов в предложении, соотнесение со смыслом. Можно выделить следующие механизмы дислексии:

1) несформированность сенсомоторных операций;

2) несформированность языковых операций, операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень);

3) нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом).

        Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, следствие соотнесения звуковой формы слова с его значащем осуществляется понимание читаемого.
То, что ученик плохо читает, путает местами буквы, пишет их зеркально и никак не желает понять, что от него требуется, зачастую ставят в укор самому ребенку, снижают ему оценки, бывает, даже доходит до буллинга. А часто дислексия сопровождается еще и СДВГ (прим. ред. – синдромом дефицита внимания и гиперактивности), что усложняет ситуацию: подвижные, гиперактивные, неусидчивые, несосредоточенные дети, которые, к тому же, не всегда могут контролировать свои эмоции, раздражают неопытных, неподготовленных педагогов. Да и рекомендация учителя обратиться к логопеду или дефектологу воспринимается в такой ситуации родителями не как предложение помощи, а как наказание.

       Сейчас в школах реализуются две адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями письма и чтения, одна из которых предполагает пролонгацию сроков обучения. Программа без пролонгации предполагает обучение в обычном классе, но с дополнительными занятиями с логопедом и психологом.

        Чем раньше будет выявлена дислексия, тем больше шансов у ребенка успешно освоить школьную программу, сдать экзамены и поступить в вуз. Но от родителей потребуется также оказывать своему малышу посильную помощь и поддержку, например, в освоении навыков чтения дома. И здесь можно дать мамам и папам несколько простых советов.
       Во-первых, не сравнивайте своего ребенка со сверстниками. Не пытайтесь заставить его сразу прочитать трудный для него текст, аргументируя, что его одноклассникам это дается легко.

       Во-вторых, тренируйте навык, например, чтения по слогам, многочисленными повторениями в небольших объемах. Например, можно написать три слога на карточках и развесить их по всему дому, чтобы малыш постоянно их видел и каждый раз прочитывал и запоминал. Постепенно количество слогов на карточках можно увеличивать и учиться складывать из них первые простые слова.
      В-третьих, используйте адаптированные тексты. Ребенок с дислексией, который уже научился сливать слоги в слова, обычно читает медленно, с большим трудом. Для того, чтобы он познакомился с книгой и продолжил совершенствовать навыки чтения, лучше всего подходят адаптированные тексты, где нет сложных слов, предложения короткие, и каждое располагается на своей строке. Это могут быть как авторские тексты, так и адаптированные художественные произведения. Лучше, если ребенок прочитает их в переработанном виде, чем не прочитает совсем.

Формирование навыка чтения

    Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения:

  • овладение звуко-буквенными обозначениями;
  • послоговое чтение;
  • становление синтетических приемов чтения;
  • синтетическое чтение.

Каждая их этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения.

Профилактика дислексии  и  обучение чтению

Не торопитесь сразу переходить к изучению букв и складыванию их в слоги. Выстроите определённый план, проходя все перечисленные ниже этапы.

1. Развивайте фонематический слух

Это способность правильно слышать звуки и узнавать их. Для этого:

  • учите различать громкие и тихие звуки
  • формируйте чувство ритма, играя с мячом, скакалкой, молоточком и т.п.
  • подражайте звукам животных
  • играйте с музыкальными инструментами, пойте песенки и читайте стихи

2. Познакомьте со звуками

Звуки делятся на гласные и согласные. А согласные разделяют на группы по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости

Согласные звуки - ртосмыкатели. Воздух встречает преграду (губы, язык, зубы и др). Чем громче мы его произносим, тем сильнее сжимаем преграду.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3724792/pub_6270c70e9b51ef4fea85eb3b_627262b8040fc237e85cbbe9/scale_2400

Согласные звуки могут быть звонкими и глухими

  Сегодня я продолжу рассказывать о том, как научить ребёнка различать звуки. Если пропустили первую часть, советую перейти по ссылке и прочитать.-2

Есть несколько способов, чтобы научить ребёнка определять звонкие и глухие согласные звуки.

1. Положить ладонь на шею и произнести согласный звук (чисто, без призвуков). Если мы почувствуем дрожание (вибрацию), значит согласный звук является звонким. А если ничего не чувствуем - соответственно, перед нами глухой согласный звук. Так происходит потому, что для образования звонких согласных используется голос.

2. Можно закрыть уши руками и произнести звук. Если согласный звук звонкий, то мы также почувствуем вибрацию.

3. Звонкие согласные звуки можно пропеть.

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1533996/pub_62712df3fba10a7a20607f24_6273bfc84b7bb9324a58c3a2/scale_2400

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1579326/pub_62712df3fba10a7a20607f24_6273c18d4b7bb9324a5de2a1/scale_2400

3. Изучаем буквы

Заинтересуйте ребёнка - зачем нужно уметь читать? Для этой цели хорошо подходит стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать».

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1586206/pub_62932dd2b1d74835203ca3ba_62989c3f626c9e4130f482a4/scale_2400

Начинаем изучение с букв, обозначающие гласные звуки.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5098316/pub_62932dd2b1d74835203ca3ba_62989cceac8e3e1bb7c6386a/scale_2400

Для запоминания образа букв можно  лепить их из пластилина, раскрашивать. Можно "привязывать" образ к картинкам, для этого читайте и рассматривайте азбуку.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4055701/pub_62932dd2b1d74835203ca3ba_62989e95c56a02734e68d5e8/scale_2400

4. Читаем слоги (открытые и закрытые)

       Когда ребёнок научился соединять гласные, можно переходить к сочетанию согласных и гласных. Сначала учите читать открытые слоги, которые заканчиваются на гласный звук: ма, па, ба и др. Из них могут получится первые слова: ма-ма, па-па, ба-ба.

Затем переходим к чтению закрытых слогов, которые заканчиваются на согласный. Поменяйте звуки местами (гласный - на первом месте) и продолжайте занятия по чтению слоговых таблиц.

5. Соединяем открытые и закрытые слоги, получая слова

  • Начинаем с простых слов: лиса, дома, лето, зима и т.п. Можно разрезать несколько слов (2-3) на слоги и поиграть, предлагая ребенку собрать их обратно.
  • Затем составляйте слова из закрытых слогов. Для этого приготовьте карточки с отдельной буквой и открытыми слогами, чтобы получить, например, следующие слова: сом, сон, сок, мак, рак.
  • Собирайте слова из нескольких слогов (используя и открытые, и закрытые): до-мик, за-бор, фла-ги и т.п.

Список используемой литературы:

  1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006 (СПб. : Типография «Наука»), с. 294.
  2. Ольга Величенкова, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат педагогических наук https://education.forbes.ru/authors/disleksiya#rec654827815


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.

Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Мотивация и демотивация педагогов дошкольного образования в условиях реформирования системы образования.

Исследование современной системы дошкольного образования позволило мне и моему соавтору Новосельцевой Натальей Михайловной характеризовать и объективно оценить работу и работников детских садов на при...

"Обеспечение качественного образования дошкольников с ОВЗ в образовательном учреждении" (августовское совещание работников системы образования Омской области, 2018 год)

Выступление на августовском совещании работников системы образования Омской области "Развитие единого образовательного пространства: актуальные направления и их реализация на территории Омской об...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

4. Перспективы интеграции общего и дополнительного образования в муниципальной системе образования

Перспективы интеграции общего и дополнительного образования в муниципальной системе образования...

Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа

Представленная  программа направлена на развитие  научно-технического и творческого по­тенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...