Семинар-практикум для родителей "Выработка правильного речевого дыхания"
консультация по логопедии (старшая группа)

Киселева Ксения Сергеевна

Семинар-практикум для родителей "Выработка правильного речевого дыхания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrabotka_pravilnogo_rechevogo_dyhaniya.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Выработка правильного речевого дыхания»

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание.

Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков [р], [л] и при замене [с] на [х] (санки-ханки), [ш] на [х] (шапка-хапка), [т] на [к] (Таня-Каня), [д] на [г] (дом-гом). Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т.е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.

Чтобы проверить сформировано ли у вашего ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.

Тест 1. Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик». Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.

Тест 2. Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик». Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

 Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.    

Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно:
I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.
Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.
Дети получают знания о том, что:
- вдох осуществляется через рот,
- при вдохе нельзя поднимать плечи,
-в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается), при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».
Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

II этап. Развитие озвученного выдоха.
Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.
В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:
- звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;
- в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

III этап. Развитие речевого дыхания.
Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.
В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).
Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.
Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.

     Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.  

      Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики  

  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.  

Упражнения и игры для развития речевого дыхания.

«Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.  

«Кораблики». 

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.  

«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".  

«Буль-бульки». 

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.  

«Волшебные пузырьки» 

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.  

«Дудочка». 

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.  

«Губная гармошка».

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.  

«Цветочный магазин».

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

«Воздушный колокольчик».

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик 

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Воздушный шарик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

 «Возвращение домой!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:  картинка к которой прикреплен бумажный кораблик

Ход игры: Перед ребенком кладется картинка с прикрепленным корабликом. Взрослый дует на кораблик так, чтоб тот причалил к пирсу, затем предлагает подуть ребенку. Наш кораблик  привез пассажиров домой, а чтобы люди смогли выйти ,ему нужно причалить к пирсу. Давай ему поможем. Логопед  дует на кораблик так, чтоб тот остановился у пирса, затем предлагает выполнить задание ребенку. Какой ты молодей ( имя ребенка)!  Ты помог кораблику причалить к пирсу, теперь пассажиры могут отправиться домой, где их ждут близкие.

 «Аленький цветочек».

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажный цветочек.

Ход игры: Перед началом занятия подготовьте бумажный цветок. Предлагается подуть ребенку на лепестки так, чтобы они зашелестели. Давай с тобой подумаем на цветок так, чтоб лепестки зашелестели. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры сделайте игрушку-вертушку  из бумаги. Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  «Подводный мир»

Цель: формирование плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: картинка с изображением подводного мира с морскими жителями ( бумажными)

Ход игры: Даем ребенку картинку с изображением подводного мира. Предлагаем подуть на каждого обитателя.( Спасти рыбок от острых зубов щуки, покатать маленького черепашонка ). Кто у нас живет в подводном мире?( черепахи, рыбы, щука, сом). Давай поможем маленьким рыбкам, спастись от острых зубов щуки, покатать маленького черепашонка.

 «Мельница».

Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:  ветряная мельница

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось. Какая солнечная сегодня погода, но к сожалению безветренно, а для того чтобы работала наша мельница, нужен ветер.. Давай с тобой изобразим его.

«Гонки»

Цель: формирование плавного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:  парусник на колесах, машина, квадроцикл

Ход игры: Педагог показывает ребенку машинки и предлагает поиграть с ними. Транспорт ставится на ровную поверхность, на линию старта . Сначала взрослый показывает, с какой силой нужно дуть на машину , чтобы они  укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаем  ребенку подуть на транспорт. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: чья машина быстрее придет к финишу.

«Совушка-Сова».

Цель: развитие движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу «день» дети-«совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками. Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у-у-Ф-ф-ф»

 «Ароматные коробочки».

Цель: тренировка носового вдоха, распознавание запахов.

Оборудование: 3 пары коробочек с запахами( мандарина, чая, гвоздики)

Ход игры: Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха.

«Дерево».

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: макет дерева

Ход игры: Перед ребенком ставится макет дерева, на которое ему предлагается подуть так, чтоб листочки зашелестели.

"Забей гол Дракоше"

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

"Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

"Волшебные бабочки"

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

"Горячий чай"

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры:  - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю! 

"Снег кружится, летает, летает"

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

"Фокус"

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Развивающие игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания»

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания».

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания»

Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольникаВсем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Презентация"Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи"

quot;Дыхание- основа жизни. Правильное дыхание - основа жизни и долголетия" - К.С. Станиславский.  Воздушная струя является  энергетической основой звука, слога, слова, фразы. У 80% де...

Семинар – практикум для родителей на тему: «Речевое дыхание — основа правильной речи»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Задачи:-дать родителям теоретические знания о значении развития дыхания в речевом развитии реб...

Семинар-практикум для родителей Развитие правильного речевого дыхания

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...

семинар - практикум для педагогов и"Развитие речевого дыхания у дошкольников"

Материал предназначен для обучения педагогов игровым способам развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста...