Многофункциональное игровое пособие "Умные пазлы"
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пособие позволяет решать следующие задачи: автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематических процессов; развитие пространственных представлений; закрепление понятий характеристик звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnye_pazly.docx | 325.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное дидактическое пособие
«Умные пазлы»
Устранение речевых недостатков – кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности. Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными материалом по теме и в тоже время не перегружающими психику ребенка.
Дидактическое пособие, состоящее из разноцветных мягких пазлов имеет многоцелевую направленность.
Оно учитывает индивидуальные особенности ребенка, создает эмоционально благоприятную атмосферу, способствующую возникновению положительных эмоций, осуществляет деятельностно-игровой подход.
Предлагаемый материал может быть использован как на логопедических занятиях, так и в обычных группах детского сада на групповых и подгрупповых занятиях.
Решаемые задачи:
- дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении;
- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах и предложениях;
- развитие пространственных представлений;
- развитие фонематического восприятия;
- закрепление понятий характеристик звука (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный);
- дифференциация твердых и мягких согласных звуков;
- дифференциация гласных звуков.
Варианты игр:
Придумай сказку.
(для данной игры использован текст И.Лебедевой)
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [с] и [ш] на уровне слова и предложения.
Ход дидактической игры
Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает «свистящую» сказку, другая «шипящую». Вместе с педагогом уточняют, что это значит.
На полу между командами разложены крупные пазлы с картинками.
Педагог начинает рассказывать сказку, а дети поочередно договаривают слова и подбирают нужный пазл, выкладывая их в ряд слева направо. После того как все пазлы составлены еще раз повторяют сказку.к
азку
Текст сказки
Жили-были, поживали,
Никаких забот не знали… (домашние животные: собака и кошка)
Скучно было им без дела.
Тут-то к ним и прилетела… (сорока, кукушка)
Принесла им приглашенье на веселый День рожденья…(кого?)
(лисы, лягушки)
Как подружки были рады!
Стали примерять наряды… (сапоги, шарф)
Быстро по коробкам ярким
Разложили все подарки… (сумку, шарик)
Две подружки так спешили,
Что отправиться решили… (на самокате, на машине)
Именинница встречала
И подружек угощала… (сыр, груша, салат, шоколад)
А потом все гости встали,
Инструменты в лапки взяли… (скрипка, гармошка)
Начались тут песни, пляски…
И пришел конец всей сказке.
Путешествие с Лунтиком.
Цель: развитие пространственных представлений, автоматизация поставленных звуков в словах, слогах и предложениях; определение позиции звука в слове; воспроизведение ритмического рисунка с опорой на схему; формирование зрительного восприятия графического образа буквы.
Описание дидактической игры
Ребенок отправляется в путешествие с Лунтиком. Передвигаться будет, ориентируясь на схему.
1 пазл
На пазле изображены маленькие и большие грибы и ягоды. Ребенку предлагается отстучать ритм. На большой гриб – стучит громко, на маленький – тихо.
2 пазл
Ребенку предлагается: помочь Лунтику облететь на самолете между облаками, но при этом нужно гудеть как большой самолет: Л –л – л…;
Затем от одного облачка к другому, при этом пропевая песенки (слоги) ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ – ЛЭ. И обратно АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЭЛ.
3 пазл
На пазле выложена лесная тропинка, но тропинка не простая, а с картинками. Чтобы помочь Лунтику выйти из леса, ребенку нужно назвать все картинки, отчетливо проговаривая автоматизированный звук.
Чтобы усложнить задание, можно взять цветную лупу, и тогда звук автоматизируем в словосочетании (например: голубая пила, голубая лампа, голубые лыжи т.д.)
4 пазл
Ребенку предлагается помочь Лунтику расселить в домик картинки. С левой стороны должны быть картинки, в названии которых заданный звук находится в начале слова. В середине картинки, в названии которых заданный звук находится в середине слова. А с правой стороны картинки, в названии которых заданный звук находится в конце слова.
5 пазл
Лунтик на красивой солнечной лужайке. Ребенку предлагается помочь Лунтику собрать букет для бабы Капы. Но собирать нужно только те цветы в названии которых есть звук Л (ландыш, колокольчик, гладиолус и др.)
6 пазл
Лунтик на игровой площадке. Здесь нужно помочь Лунтику найти спрятанные буквы Л.
Герой и наполнение пазлов в данной игре меняется в зависимости автоматизируемого звука.
Собери по узору.
На мягких пазлах среднего размера помещены картинки, содержащие в названиях какую-нибудь пару твердых и мягких согласных звуков. Ребенку предлагается выбрать карту – схему, которая представляет собой узор, выполненный из синих и зеленых квадратов. Задача играющего – определить наличие твердого или мягкого звука в названии каждой картинки и выложить поле из пазлов в соответствии с картой – схемой.
Дружные звуки.
Цель: закреплять умение узнавать на слух и различать в словах гласные звуки.
Описание игры
На мягких пазлах среднего размера помещены картинки, содержащие в названиях гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э). Ребенку предлагается выбрать карту – схему, на которой в определенной последовательности расположены символы гласных звуков. Задача играющего – определить гласный звук в названии каждой картинки и выложить пазлы в соответствии в картой –схемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное игровое пособие «Волшебный поезд»
Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого.Игровое пособие «Волшебный поезд» ...
Многофункциональное игровое пособие «В гостях у медвежонка» для детей дошкольного возраста
Данное пособие поможет детям в общении со сверстниками по поводу поиска рациональных игровых действий, а так же активно включиться в коллективную познавательную игру.Многофункциональность пособия закл...
Многофункциональное игровое пособие «Волшебные круги»
В доступной форме знакомит детей с правами человека, записанные в Декларации прав человака...
Многофункциональное игровое пособие "Умный домик"
Цель: обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, эле...
Многофункциональное игровое пособие "Волшебные дорожки"
Многофункциональное пособие, способствующее коррекции ОНР....
Формирование навыка правильного звукопроизношения через современную игровую технологию - "сказкотерапия" (через многофункциональное игровое пособие "Теремок")
В статье представлены фото и краткое описание многофункционального пособия «Теремок», которое способствует развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, развитию памяти, внимания, ...