что такое фонематический слух и как его развивать
статья по логопедии

Анечка Кузнецова

что такое фонематический слух и как его развивать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_fonematicheskiy_slukh_i_kak_ego_razvivat.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое фонематический слух и как его развивать.

Начнем уже по традиции, с определения.

Фонема — это звук, придающий слову конкретный смысл. Наличие фонематического слуха подразумевает под собой распознавание звуков разных частей речи, необходимое, чтобы понимать смысл сказанного.

Фонематический слух — это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно :

*узнавать наличие конкретного звука в слове;

*различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;

*различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

В дальнейшем, в школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.

Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет

Дети маленького возраста не способны различить правильное произношение от неправильного. Но они растут, развиваются. Если с малышом регулярно занимаются взрослые (читают детские книжки, учат с ним стихи), то он постепенно учится правильно произносить слова. В дошкольный период дети активно усваивают разговорный язык, поэтому так важно обучать их связной речи, основам грамматики, обогащать словарный запас именно в этот возрастной период.

Стоит отметить, что чем раньше начинается процесс обучения родной речи, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в будущем.

Большинство детей к 4 годам верно проговаривают все звуки, кроме «л» и «р». В 5 лет они уже могут произносить правильно все звуки родной речи. У детей уже полностью развит артикуляционный аппарат. Но проблема неправильного произношения отдельных звуков может крыться именно в плохом развитии фонематического слуха. Зачастую у детей 5 лет на слух плохо различаются звуки «с» и «ш», «ш» и «ж», «с» и «ц».

Ребёнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в центре, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Если фонематический слух плохо сформирован, ребёнок запоминает, повторяет и пишет то, что ему слышится, а не то что ему на самом деле сказали. При этом малыш не правильно произносит звуки, что приводит к возникновению проблем в общении с другими детьми. Ребёнка начинают дразнить, он может стать изгоем.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением на бумаге.

Как развить фонематический слух у ребёнка?

Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то малыш в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет

Узнать, хорошо ли развит фонематический слух у ребёнка можно самостоятельно. Для этого применяются два простых способа:

Показать малышу карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

— воспитатель или родитель лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;

— изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;

— дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;

— взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;

— при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;

— необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Малыш должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Занятия для развития фонематического слуха для детей 5 лет

Все занятия на развитие фонематического звука для детей 5 лет должны проводиться в игровой форме. Время проведения — 15-20 минут.

Проводить занятия необходимо тогда, когда малыш хорошо себя чувствует: сыт, не болеет и в хорошем настроении. Давить на ребёнка и заставлять его заниматься против воли не следует.

«Звуки из коробочки». Для игры берётся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребёнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.

«Что за предмет издаёт этот звук?». Берутся предметы, изготовленные из различных материалов: стеклянный стакан, пластиковая игрушка, деревянная линейка, оловянная ложка и т.п. Сначала ребёнок наблюдает, как взрослый стучит по каждому из этих предметов, которые при этом издают разные звуки. Потом малыш закрывает глаза, взрослый стучит по каждому предмету, а ребёнок должен их угадывать по издаваемым звукам.

«Жмурки». Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щёлканья пальцев и других.

«Послушай и покажи». Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: рот, кот, ток или сок, сон, сом, дом и т.д. Родитель называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку с ним.

«Правильно или неправильно». Воспитатель называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одной букве: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.

«Чей голос?» Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.

«Угадай музыкальный инструмент». Перед малышом раскладываются детские музыкальные игрушки: пианино, труба, свисток, погремушка, барабан. Он слушает звуки, которые они издают, запоминает их. Затем предметы прячутся за ширму и ребёнок должен угадать, какой из них сейчас звучит.

«Поймай звук». Задаётся один звук (например «ш»), который малыш должен «поймать». Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный. Потом воспитатель произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.

Игра позволяет обучать ребёнка так, чтобы ему был интересен этот процесс.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 5 лет неразрывно связано с их речевым развитием и способностью в будущем правильно читать и писать. Воспитатели в детском саду должны обучать детей правильному произношению и способности различать звуки, но проводить игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, со своими детьми могут и сами родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое фонематический слух и как его развивать

В данном материале раскрываются следующие вопросы:-Что такое фонематический слух-Как влияет недоразвитие фонематического слуха на подготовку детей к обучению грамоте -Какие игры можно использоват...

что такое фонематический слух и как его развивать

фонематический слух и как его развивать...

памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?

У ребенка не сформирован фонематический слух. Что делать? Как его развивать? Конечно же,играючи. В памятке для родителей предлагаются задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти....

Консультация для родителей на тему «Что такое фонематический слух и как его развивать»

Консультация для родителейна тему«Что такое фонематический слух и как его развивать»...