Консультация для родителей на тему «Что такое фонематический слух и как его развивать»
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для родителей
на тему
«Что такое фонематический слух и как его развивать»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fon.sluha_.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему
«Что такое фонематический слух и как его развивать»
А.О.Перелыгина
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 17
с.Пушкарное»
Белгородского района
Белгородской области».
Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуки, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно.
Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.
Нарушение фонематического слуха – весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении. Первые признаки трудностей формирования фонематического слуха можно обнаружить уже к четырем годам. Предложите ребенку хлопнуть тогда, когда слышит определенный звук (например, гласный А) в потоке других гласных звуков. После нескольких повторов малыш с удовольствием будет безошибочно определять заданный звук. Однако если трудности распознавания гласного звука в потоке других гласных звуков сохраняются, то необходимо прицельно обследовать ребенка по поводу слухового восприятия, в частности, исключить снижение биологического слуха кондуктивного характера (например, серная пробка, осложнение после отита) или нейросенсорного характера (например, изменение частоты воспринимаемых ухом звуков). В любом случае родителю необходимо показать ребенка врачу отоларингологу.
Причины несформированности фонематического слуха у дошкольников различны:
- Ослабление организма из-за соматических патологий.
- Дефицит внимания (может сочетаться с признаками гиперактивности).
- Недостаточность слуховой функции.
- Неблагоприятная речевая среда.
Как же развивать слуховое восприятие и когда начинать? Слуховое восприятие у ребенка развивается с рождения в процессе ежедневного речевого общения мамы и близких с ребенком. Также ребенка окружают неречевые звуки, которые мама ребеночку объясняет: «Это шумит ветер», «Это течет водичка», «Это лает собачка» и т.д.
С определенного возраста, в большинстве случаев авторы указывают возраст 2 – 3 года и старше, можно уже играть с ребенком в специально организованные игры для развития слухового восприятия.
Здесь можно выделить несколько направлений. Выделение направленийусловно, во многие перечисленные и аналогичные игры можно и нужно играть в один день
Первое направление – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второе направление – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третье направление – различение сходных по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертое направление – различение слогов.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятое направление – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
6) Шестое направление – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).
Итак, уделяя внимание развитию фонематического слуха, Вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей на тему: «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?»
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...
памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?
У ребенка не сформирован фонематический слух. Что делать? Как его развивать? Конечно же,играючи. В памятке для родителей предлагаются задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти....
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?"
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (минимальных смыслоразличительных единиц языка). Фонематический с...
Консультация для родителей по теме "Роль развития фонематического слуха в дошкольном возрасте"
Роль развития фонематического слухав дошкольном взрасте Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Ребёнок с хорошо развитой...
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?"
Основа грамостности будущего школьника - развитый фонематический слух. Его нужно развивать с самого рождения ребенка. Нужно начинать с простых игр на развитие слухового внимания и слухоречевой деятель...
Консультация для родителей старших дошкольников " Что такое фонематический слух? Зачем его развивать?"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцирова...
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать"
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать"...