Рекомендации по домашнему заданию по звуку Р
консультация по логопедии (подготовительная группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_vypolneniyu_domashnego_zadaniya_na_zakrepleniya_zvuka_r.docx | 904.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Звук Р
Артикуляционныйпрофиль [P]
- ГУБЫприоткрытывнейтральномположении.
- ЗУБЫразомкнутыприоткрытыдо1см.
- ЯЗЫКв положении чашечки,кончик языка напряжён, дрожит за верхними губами: может быть за альвеолами, на альвеолах.
- БОКОВЫЕ края прижаты к кореннымзубам.
- СПИНКА языка опущена.
- МЯГКОЕ НЕБО приподнято,закрывая доступ в носовую полость.
- ВОЗДУШНАЯСТРУЯ широкая,сильная,идет посередине языка.
- ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ сомкнуты,дрожат.
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.
Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, палочку ватную)
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
- Жевать клизму нулёвку(тренажеры для жевания)
- Клизма полностью из резины.
- Прокипятить.
- Держим клизму за узкую часть.
- Жуем на широкой улыбке.
- Грушапомещаетсявротна1/3или½,неполностью.
- Жуем от 10 секунд до 3-х минут.
- Стараемся не смещать грушув ту или иную сторону.
Звук[Р]–это самый энергозатратный звук для выдоха.
Нет ни где зажимов.Смотрим на горло при вдохе,не образуется впадины.
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ.
- ВДОХ нос–раз,два,три–живот надулся.ПАУЗА–раз,два,три–замерли.
- ВЫДОХ рот–раз,два,три,четыре,пять–живот сдувается.
- Выдох длиннее,чем вдох. Взрослый рукой контролирует – живот сдулся.
- Фиксируем сознание ребенка: «Смотри, сдулся». Живот как бы коснулся позвонков. «Выжимать» воздух до конца не надо.
- ПАУЗА–раз,два,три–замерли.
При постановке дыхания считаем вслух. Дыхание плавное, ритмичное. Как танец, гипноз. Необходимо несколько повторений,чтобы соблюдать ритм дыхания,и уйти от контроля головой и выработать автоматизм.
Для постановки звуков важно дыхание ВПЕРЕД,а не в щеки.
Воздушная струя строго по середине языка на его кончик.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи и груди
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Техника выполнения упражнений:
следить за правильным вдохом – через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным, плавным;
необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
каждое упражнение повторять не более 3-5 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).
Упражнения на развития речевого выдоха:
Поплёвывания ватки(маленького комочка) с кончика языка на улыбке: вдох и резкий выдох и произностим[Т]. Зубы зажимают кончик.(20 раз)
Парашютик. Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку
предлагается вытянуть язык «чашечкой» и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
Загнать мяч в ворота. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота
– два кубика или карандаша. Ребенок вытаскивает язык между зубами и дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиками.
На качелях. Ребенок лежит на спине на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе – опускается.
Шарики. Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку – сдуть, затем другую щеку – надуть и сдуть, надувать попеременно 4-5 раз.
Снежинка. Сделайте снежинку из ваты или тонкой бумаги. Положите снежинку на ладошку ребенка. Пусть он правильно сдует ее, чтобы снежинка«улетела».
Листопад. Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья, это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они «полетели».
Перышко. Легко поддувать перо, лежащее на столе.
Снегопад. Сделайте рыхлые комочки из ваты – «снежинки». Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопадом. Предложите устроить снегопад дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Ветряная мельница. Для этой игры необходима мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.
Бабочка. Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепит так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, чтобы она «полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.
Кораблик. Сделать из бумаги кораблик. Кораблик опустить в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.
Мыльные пузыри. Веселое и очень полезное занятие – выдувание мыльных пузырей.
Шторм в стакане. Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлили. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Погрей ладошки. Ребенок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х-х-х». Цветочный магазин. Предложите ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для мамы или бабушки, а на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!».
Свеча. Ребенок делает ровный, медленный вдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей. Так же ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков тушен свечу.
Карандаш. Плавной воздушной струей попробовать прокатить карандаш по столу.
Дудочка. Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты.Дуем в них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека домашних заданий "Автоматизация звука Ш"
Автоматизация звука "Ш" от изолированного до введения звука в самостоятельную речь....
Картотека домашних заданий "Автоматизация звука С"
Данный материал предназначен для работы родителей с детьми в домашних условиях по закреплению правильного произношения звука "С",начиная со слогов и заканчивая связным текстом. Картотека может быть ис...
Домашнее задание. Автоматизация звука Ш в предложениях.
автоматизация звука Ш...
Домашнее задание. Автоматизация звука [РЬ] в предложениях.
Автоматизация звука [РЬ]...
Рекомендации для родителей "Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Ш-С""
Материал адресован родителям. Представлены готовые карточки для домашнего задания по дифференциации звуков "Ш-С"....
Рекомендации для родителей «Карточки для домашнего задания «Дифференциация звуков Р – Л»»
Материал облегчит родителям выполнение с детьми домашнего задании по дифференциации звуков "Р-Л"....
Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"
Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...