Мастер-класс для педагогов « Мнемотехника»
методическая разработка по логопедии
Мастер-класс для педагогов " Мнемотехника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника» | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ»
Цель: создание благоприятных условий для ознакомления педагогов с мнемо- техникой как системой методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффектив- ное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.
Задачи:
- реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей до- школьного возраста с приёмами мнемотехники;
- оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошколь- ных образовательных учреждений;
- обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.
Структура мастер-класса:
1. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач).
2. Блок учебной информации. Основные элементы опыта.
3. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.
Образная интерпретация.
4. Рефлексия участников и руководителей.
Оборудование: мультимедийная презентация для сопровождения выступления
воспитателя (мастера).
Материалы для проведения практикума.
Деятельность мастера:
- максимальное вовлечение участников;
- развитие умения работать индивидуально и в группах;
- использование новых нетрадиционных форм и методов работы;
- большое желание работать творчески;
- проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способ-
ностей).
Ход мастер-класса
1. Актуальность. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое от- ветственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.
Изучив научную литературу, опыт педагогов России, я нашла методы и приёмы развития связной речи, которые на практике доказали свою эффективность. При этом я учитывала факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др., является наглядность. Рассматривание предметов, картин по- могает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Второй вспомогательной фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв за основу исследования великих педагогов, увидев эффективность нагляд- ного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершен- ствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
2. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение ин- формации и, конечно, развитие речи.
Мнемотехника помогает развивать: - ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание; - воображение.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, в которых отражены основные при- знаки предметов или героев. На представленных мнемоквадратах изображены из- вестные животные: лиса – рыжий хвост, заяц – длинные уши и лягушонок.
Последовательно переходить к мнемодорожкам. Предлагаю разобрать представ- ленную мнемодорожку.
В первом квадрате мы видим силуэт девочки, далее – корзинка, затем – ёлочка и последний – гриб. Получилась фраза из сказки: После работы с мнемоквадратами и мнемодорожками переходим к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изоб- ражение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем вы- деления главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо готовить цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы. Если елочка, то зеленая, лисичка – рыжая, солнце – желтое, медведь – большой коричне- вый круг.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Данные схемы по- могают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматри- ваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных призна- ков; обогащают словарный запас детей.
Размер мнемотаблиц делаю различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
младший возраст – таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3). средний возраст – таблицы на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4). старший возраст – таблицы на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5). Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3 этапов:
1 этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных сим- волов в образы.
3 этап – пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Использую на занятиях мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании рифмованных текстов (загадок, пословиц, поговорок, считалок, закличек, скороговорок, потешек, небылиц, при- бауток, присказок, шуток). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически, после этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. На начальном этапе взрос- лый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют мо- дельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мне- мотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания моноло- гов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа;
- последовательность рассказа;
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному
творчеству ребенка с взрослым. На начальном этапе работы даются готовые схемы, потому что дошкольники испытывают некоторые сложности, трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программ- ное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
На следующих этапах – коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т.е. здесь педагог выступает как равноправ- ный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообраз- ные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им
понятна.
Я предложила вашему вниманию варианты работы по мнемотехнике, а теперь
перейдём к практической части работы
3. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.
Образная интерпретация.
При проведении практикума все участники разделены на творческие группы.
Каждой творческой группе предложено задание:
- Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Осень»
с использованием мнемокадров.
- Составление мнемотаблицы по тексту сказки «Теремок» с соблюдением после-
довательности развития сюжета.
- Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному
тексту.
- Составление сказочного сюжета и мнемотаблицы по предложенной серии сю-
жетных картинок.
А теперь хочу предложить вам самим вспомнить любое произведение и попро-
бовать изобразить, используя мнемотехнику. Или взять уже готовую схему и попро- бовать рассказать либо описать предмет.
4. Рефлексивный экран круглого стола.
Я вам предлагаю выбрать любую из представленных фраз и продолжить её. Сегодня я узнала...
Было интересно...
Было трудно, но...
Я поняла, что...
Теперь я могу...
Я почувствовала, что...
Я приобрела...
Я научилась...
У меня получилось...
Я смогла...
Меня удивило...
Мне захотелось...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихов"
Мастер-класс для родителей детей средней группы...
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
Мастер – класс для родителей « Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс....
Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Материал предназначен для воспитателей ДОУ, для родителей....
Мастер-класс на тему: «Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста»
Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений...
Мастер класс для родителей по мнемотехнике "Зашифрованное стихотворение"
В мастер классе раскрывается понятие мнемотехники, виды мнемотехники, материал, который нужен для создания мнемотаблиц. Практическое задание для родителей. Работа родителей по созданию мнемотаблиц по ...