Конспект занятия "Осенний урожай "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение детский сад «Солнышко» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Малая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной к школе группе комбинированной направленности
Тема: «Осенний урожай»
подготовила: Филатова А.В.,
учитель-логопед 1 категории
2024 - 2025 учебный год
Тема: «Осенний урожай»
Подготовительная к школе группа комбинированной направленности
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: закрепить пройденный материал.
Задачи:
- уточнить и активизировать словарь по пройденным темам; продолжать развивать умения: образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать: числительные с существительными, существительные с личными местоимениями; («Речевое развитие»)
- систематизировать знания об осени, об овощах, о фруктах, о саде и об огороде; («Познавательное развитие»)
- развивать у детей навыки общения, правила поведения со сверстниками и взрослыми; («Социально-коммуникативное развитие»)
- совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки и мелкую моторику; («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
практические: динамическая пауза, пальчиковая гимнастика;
наглядные: демонстрация иллюстраций, картинок;
словесные: беседа, вопросы к детям, объяснение.
Материалы и оборудование: стрелка, шар, коробочки из-под киндера, картинки, кленовый лист искусственный, карточки, муляжи фруктов и овощей, корзина, контейнеры.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая пауза «Дети утром рано встали» Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» |
Коммуникативная | Игра «Назови ласково» Игра «Сосчитай» Игра «Какой? Какая? Какое?» Игра «Жадина» |
Познавательно-исследовательская | Игра «Доскажи словечко» Загадка Беседа |
Логика непосредственно образовательной деятельности
№п\п | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Логопед предлагает детям отгадать загадку: Если на деревьях листья пожелтели, | Отгадывают загадку | Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность |
2 | Беседа. В это время года люди убирают урожай на огородах и в садах. Как называется этот урожай? (овощи и фрукты) Вот и мы сегодня с вами будем собирать осенний урожай знаний. | Принимают участие в беседе | Закрепляются знания об овощах и фруктах, развивается связная речь |
3 | Предлагает послушать стихотворение: «Осенние листья» | Слушают стихотворение Выполняют действия: (Сжимают и разжимают кулачки) (Загибают пальчики, начиная с большого) | Развивается мелкая моторика рук через восприятие художественного слова; поддерживается эмоциональный интерес к деятельности |
4 | Логопед предлагает одному из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Назови ласково» Игра «Назови ласково» Цель: совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Дети по очереди достают из шара коробочки из-под киндера, открывают их и вынимают картинки. Называют фрукты и овощи ласково. | Принимают активное участие в игре | Закрепляются названия фруктов и овощей с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
5 | Предлагает одному из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Какой? Какая? Какое?» Игра «Какой? Какая? Какое?» Цель: продолжать формировать умение образовывать относительные прилагательные. Дети по очереди берут кленовый лист (он осенний). Произносят слова с картинки и добавляют в речь прилагательное осенний.
| Принимают активное участие в игре | Закрепляются знания об осени |
6 | Один из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Сосчитай» Игра «Сосчитай» Цель: продолжать развивать умение согласовывать числительные с существительными. Логопед раздает детям карточки. Дети по очереди считают овощи. | Принимают активное участие в игре | Закрепляются названия овощей |
7 | Предлагает поиграть в игру. Подвижная игра «Дети утром рано встали» Цель: координация речи с движением. «Дети утром рано встали»:
Надо сильно потянуться. Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили Утомил всех долгий путь — Дети сели отдохнуть. | Слушают стихотворение. Выполняют действия ходьба на месте приседания наклоны прыжки потягивания — руки вверх ходьба на месте дети садятся | Развиваются двигательные качества, снимается статическое напряжение |
8 | Один из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Жадина» Игра «Жадина» Цель: продолжать закреплять умения детей согласовывать существительные с личными местоимениями Дети по очереди берут из корзины муляжи и называют их добавляя местоимение мой, моя.
| Принимают активное участие в игре | Закрепляются названия овощей и фруктов; воспитывается интерес |
9 | Логопед предлагает одному из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Доскажи словечко» Игра «Доскажи словечко» Цель: продолжать развивать память, внимание, совершенствовать знания об овощах и фруктах Дети по очереди называют недостающие слова | Принимают активное участие в игре | Развивается связная речь, закрепляются слова существительные |
10 | Предлагает ответить на вопрос: - что бы вы хотели еще узнать об осени? | Отвечают на вопрос, делятся впечатлениями | Создается положительный настрой, развивается связная речь |
Ход НОД
I Организационный момент
Логопед предлагает детям отгадать загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года… как оно зовется? (осенью)
Молодцы!
II Основная часть
Беседа. В это время года люди убирают урожай на огородах и в садах. Как называется этот урожай? (овощи и фрукты)
Вот и мы сегодня с вами будем собирать осенний урожай, только у нас будет урожай знаний.
Введение в тему.
Логопед предлагает обратить внимание детей на соседний стол. На столе по краям стоят коробки, а в центре стола находится стрелка. Стрелку нужно повернуть и она укажет в какую игру будем играть. Ведь внутри каждой коробки находится игра. Сегодня каждый из вас повернет стрелку. Но для начала поиграем с пальцами, чтобы они смогли повернуть стрелку. Выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(Сжимают и разжимают кулачки)
(Загибают пальчики, начиная с большого)
( «Шагают» пальчики по столу)
.
Логопед предлагает одному из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Назови ласково»
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Дети по очереди достают из шара коробочки из-под киндера, открывают их и вынимают картинки. Называют фрукты и овощи ласково.
Предлагает одному из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Какой? Какая? Какое?»
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Цель: продолжать формировать умение образовывать относительные прилагательные.
Дети по очереди берут кленовый лист (он осенний). Произносят слова с картинки и добавляют в речь прилагательное осенний.
Один из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Сосчитай»
Игра «Сосчитай»
Цель: продолжать развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Логопед раздает детям карточки. Дети по очереди считают овощи.
Физкультминутка
Подвижная игра «Дети утром рано встали»
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли
На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили
Утомил всех долгий путь
Дети сели отдохнуть.
ходьба на месте
приседания
наклоны
прыжки
потягивания — руки вверх
ходьба на месте
дети садятся
Один из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Жадина»
Игра «Жадина»
Цель: продолжать закреплять умения детей согласовывать существительные с личными местоимениями
Дети по очереди берут из корзины муляжи и называют их, добавляя местоимение мой, моя.
Логопед предлагает одному из детей крутить стрелку. Стрелка указала на Игру «Доскажи словечко»
Игра «Доскажи словечко»
Цель: развивать память, внимание, совершенствовать знания об овощах и фруктах
Дети по очереди называют недостающие слова
III Заключительная часть
Логопед предлагает детям ответить на вопрос:
- что бы вы хотели еще узнать об осени? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Урожай с огорода"
Конспект НОД по экологическому образованию, образовательная область «Познание» для старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Урожай с огорода»...
Конспект НОД «Урожай в саду»
- обогащение словаря (познакомить детей с новыми словами :- развитие артикуляционного аппарата, стимуляция речевых центров головы, развитие мелкой моторики рук;- воспитание интереса и любви к художест...
Конспект занятия "Урожай собирай". Средняя группа 13.10.2015г.
Открытая образовательная деятельность. Провела Анохина М.Н. 13.10.2015г.Приглашали детей гр.№ 6 и педагогов.Цель: Знакомить детей с обобщающим понятием овощи. Знакомить детей с цветом, формой и вкусом...
конспект "Сбор урожая"
конспект ФИЗО...
Конспект "Сбор урожая"
конспект...
конспект. Убираем урожай
конспект...
Конспект «Осенний урожай» (аппликация)
Учить детей создавать композицию из изображений овощей и фруктов, выполненных на цветной бумаге....