Речь ребёнка с 4х до 5ти лет
консультация по логопедии (средняя группа)

Ольга Валентиновна Мочалова

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rebyonka_s_4h_do_5ti_let._2024.docx472.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\сусёл\Desktop\1669311224_1-indasil-club-p-fon-detskie-risunki-instagram-1.jpg

«Детский сад « Росинка»»

660910 Красноярский край, п. Кедровый ул. Багирова,14 тел:(8-39133)28-395

Речь ребёнка с четырёх до пяти лет

Выступление на родительском собрании в средней группе

Подготовила: учитель-логопед

Мочалова О.В.

Кедровый – 2024г.


Речь ребёнка с четырёх до пяти лет

Речь в 4 года уже богата содержанием, точна и разнообразна. Ребёнок активно рассуждает, вступает в диалог, делится своими мыслями с родителями, педагогами и сверстниками. Практически все слова он произносит правильно. Интеллектуальное развитие малыша быстро движется вперёд. Это уже не малыш, а человек со своими мыслями и даже убеждениями. Развитие речи ребёнка с 4 до 5 лет сильно зависит от уровня семейного воспитания, и от качества образования, которое дети получают в дошкольном учреждении.  Эта разница становится тем заметнее, чем ближе ребёнок подходит к рубежу 5 лет.

Ребёнок как раз подходит к возрасту «Почемучки». Здесь родителям очень важно не отмахиваться от бесконечных вопросов «обо всём на свете». Говорить с ребёнком, читать ему интересные книжки. Речь такого малыша будет правильной и эмоциональной.

Если всё сложится удачно,  к началу школьного обучения ваш ребёнок придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем. В случае, если все условия соблюдены, а речь критично запаздывает, имеет смысл обратиться к врачам (ЛОР, невролог, возможно, психиатр).

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с 2 с половиной до 3 тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте. Пожалуйста, фиксируйте эти слова. Потом будете  умиляться уже вместе с подросшим ребёнком. «Всехний» – общий, «мелкоскоп» – микроскоп, «огнята» – искры огня, — это примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К.И. Чуковский.

Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие, они так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они всё чаще употребляются как сказуемые (я, ты, мы, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель). Этот момент с детьми уже можно и нужно тренировать.

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы наденем сапоги, потому что холодно.  Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

Нарушается структура предложений;

Встречается неправильное согласование по родам и числам («два стульев», «синего колготка»);

Неправильно изменяются глаголы («мы хочем», «они смеятся»).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка.

В четыре года некоторые  малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут исчезнуть самостоятельно:

Употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);

Звуки Л и Р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок. Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

  • Ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
  • Кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
  • Дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
  • Большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
  • Он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
  • Темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
  • При декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

Нарушшения развития речи

В этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов.

Возможные причины нарушения развития речи:

  • Проблемы в области неврологии;
  • Нарушения интеллекта, умственная отсталость;
  • Перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;
  • Проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);
  • Социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может».

Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения:

  • Неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор), в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
  • Не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;
  • Не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
  • Словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
  • С трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;
  • В артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Чтобы проверить речь  малыша, можно провести несколько тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель. Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова, предлагают такие задания:

Образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья),

Предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т.д.);

Сказать ласково (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение, начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги (да-ду-ды-до, ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Профилактика задержки речевого развития

Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).

Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику:

Поиграть с язычком в прятки,

Сделать его узким и широким,

Постучать по зубкам кончиком языка.

Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?

Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии

Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра  ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Статья «Как обследовать речь ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В сборнике материалов на семинаре-практикуме «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса»  для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учре...